Воскресенье, 05.05.2024, 19:51
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

Трудно быть Богом
Самый загадочный актер последнего десятилетия глазами Татьяны Догилевой.
Откровенный рассказ актрисы.

...Он известен своей репутацией. Тем, что живет отдельно от всех, "всей этой суеты" не касаясь. Подозревается в том, что не за того себя выдает. Поклонники до сих пор уверены, что за его неоткровенность профессионалы ему мстят, а критики не приняли его спектакль "Горе от ума" просто из вредности. Его знают все, но о нем - ничего конкретного. Стало уже общим местом упоминать в связи с ним, что он не дает интервью, никогда не откровенничает о личной жизни и не пускает в дом чужих. Однако так делают и другие, но никто не обвиняет их, как Меньшикова, в том, что они капризны и высокомерны. Что бы ни сказал Меньшиков, как бы он ни промолчал - каждое лыко ставится ему в строку. И любая рассказанная о нем история тут же превращается в миф. Считается, что такова плата за успех. Так легко ли быть Меньшиковым? Уверенные в том, что сам он на этот вопрос не ответит, мы попросили рассказать о нем его партнершу, Татьяну Догилеву. Она согласилась, но только после звонка Меньшикову. "Но имейте в виду, это мое ощущение. Оно может быть совершенно ошибочным. Это я так его вижу".

- Вы встретились в самом начале, на "Покровских воротах", а недавно сыграли вместе в фильме "Восток-Запад".
- Да-а, дистанция, восемнадцать лет. Но мы никогда не теряли связи. "Восток-Запад" у нас пятый фильм.

- Он стал за эти годы другим?
- Ну, было бы глупо, если бы все осталось по-прежнему.

- Первую встречу помните?
- А как же! На пробах к "Покровским воротам". Козаков пригласил меня на роль Светланы, потому что отказалась Ирина Муравьева. А Костика он называл другого - очень красивого артиста, просто нашего Алена Делона. Но ему привели еще несколько молодых людей. "На всякий случай", - как выразился Михал Михалыч. В том числе и Меньшикова. Это было рано утром, все притащились на съемку сонные, не вполне продравши глаза. И тут мне показывают его. Полноватый молодой человек, в белой рубашке с длинными рукавами, то есть абсолютно немодной, - ну глаз не на чем остановить. Партнер в этот момент, как вы понимаете, меня абсолютно не волновал: я знала, что утверждена без проб, а партнер будет другой. Вот с таким настроением мы и начали - сцену первой встречи Костика со Светланой. А потом... как только Олег открыл дверь и сказал "О!", стало ясно, что Костик - это только он. Ни о каком сне уже не было и речи, все страшно оживились, встрепенулись. Прохохотали всю съемку. Потом мы все очень подружились на долгие годы.

- Почему, перечисляя своих режиссеров-учителей, Меньшиков называет чаще Михалкова и Балаяна, а не Козакова?
- Не знаю. Может быть, потому, что Михал Михалыч вроде бы нас ничему и не учил? Только задирал вверх большой палец и всем восхищался. Это теперь фильм - классика, а тогда мы не считали, что создаем нечто культовое. Знаю, что Олег долгое время считал Костика своей лучшей ролью. От чего, кстати, достаточно расстраивался, потому что не было достойных ролей.

- А в 1985 году вы пошли строить новый театр. 
- Валерий Фокин стал главным режиссером в Театре Ермоловой и позвал туда много хороших артистов. В том числе Меньшикова, Балуева, Лену Яковлеву из "Современника", я вот перешла из Ленкома. Мы были молоды, романтичны, наивны, да-да, и одержимы идеей создать нечто невероятно прекрасное. На тот момент. И тут Меньшиков сразу получает афронт. Он уже был киноартистом, перешел из Театра Советской Армии, где мог выбирать роли, где очень хорошо играл Ганечку Иволгина в "Идиоте".А Фокин ставил тогда публицистический спектакль "Говори!" по колхозным очеркам Овечкина, и Олегу дают роль... секретарши какого-то начальника. То есть секретаря, конечно, но профессия-то женская, и вся роль в двух словах, что-то такое: "Возьмите трубочку, вам из обкома звонят". Успех был шумным, спектакль стал одним из знаковых в период перестройки. Но это все потом. А сначала Олег ходил с опрокинутым лицом и советовался, что делать. Ну, действительно, молодому романтическому герою дают роль секретарши! Олег был, помню, очень обескуражен. А когда смирился, он этого секретаря так смешно стал играть, начал так дурить! Мы просто насмерть заливались хохотом в зале, когда его герой, обмирая, выскакивал на сцену и шептал: "Возьмите трубочку! Обком!!!" Это сейчас Олег у нас романтически-загадочный герой, и у него это прекрасно получается, но мне жаль, что никто не использует его комедийные возможности. А потом его ждало еще одно страшное разочарование - "Спортивные сцены 81 года", где он получил роль маменькиного сынка партийной элиты, который абсолютно ни на что не годен и ничего, кроме жалости, не должен вызывать. Я играла его жену - из простых, но умелых, а его родителей - Татьяна Доронина и Виктор Павлов. Сначала он и эту роль воспринял в штыки и тоже желал подавать заявление об уходе: "Не хочу я это играть! Что, я ради этого сюда пришел?!"

- Ну все же знают, как обычно долго молодые артисты "ходят у воды", то есть играют "кушать подано".
- И тем не менее. Роль такая Олегу показалась незавидной, и он страшно переживал. Пока мы не втянулись в работу. Его надо втянуть, и тогда все встает на свои места. В нем просыпается кураж.

- Есть артисты, которые прибегают на спектакль в последний момент, есть те, кто в этот день ничего не ест, а он как готовится?
- Никак. Может трепаться до последней минуты, рассказывать анекдоты, всех смешить.Никак не готовится. Входит в кадр и потрясающе играет. Я спрашивала: "Ты дома готовишься?" - "Ну да, думаю понемногу". Он может, правда, отказаться от трудной съемки. Вдруг. Но тоже иногда кажется, что по лени, а не из высших соображений.

- А как он репетирует?
- А он не репетирует. На репетиции никто его не заставит играть на полную катушку. Он сам себя не заставит. Организм такой. Слоняется по сцене, что-то бормочет себе под нос. Чем страшно раздражает партнеров и режиссеров. Ну, раньше раздражал, когда на него смотрели как на обыкновенного артиста. Сейчас-то все по-другому.

- Доронина его не "строила"?
- Татьяна Васильевна, человек очень умный, его страшно полюбила и называла Малыш. Артистка-то она от Богa и чует талант сразу и безусловно. Все эти легенды, что у Дорониной капризы и тяжелый характер, в нашем случае не подтвердились. В результате Олег очень хорошо сыграл, ему уже самому роль стала нравиться, но играть начал - только на генеральной.

- И Фокин с этим не спорил?
- А с Меньшиковым особенно не поспоришь. Он не любит ни спорить, ни отстаивать свое мнение. Никогда.

- Неужели покорно подчиняется?!
- Нет... уходит. Ему кто-то что-то скажет, он вроде сделает вид, что слушает, а то выйдет - покурить. Это сначала. А потом и вообще уходил. Режиссер что-то ему скажет, а он, ни слова не говоря, поворачивается и уезжает домой. И все. Не выясняя отношений. Это у него такая совершенно замечательная черта. Поэтому с ним всегда мало кто спорил... Потом он сыграл Робеспьера во "Втором глотке свободы", не сыграл в "Приглашении на казнь" Набокова. Инсценировку сам написал, мечтал сыграть главного героя, Цинцинната, а Фокин предложил ему отрицательную роль. И он ушел. На вольные хлеба. Разочаровался, видимо, в мечте, которую мы все так лелеяли. Стало понятно, что театр пошел другим путем, который Олега не устраивал.

- Он не любит давать интервью. Почему? Потому что будут неудобные вопросы? Потому что его время расписано по минутам? А может, он просто не златоуст?
- Нет, говорит он хорошо. У него блестяще подвешен язык. Когда ему надо. Он всегда душа компании, и в косноязычии я его обвинить никак не могу. Он просто не считает нужным публиковать, афишировать свои мысли. Никогда этого не любил. Мы-то с ним иногда говорили. Но и то по молодости. Он говорит - с теми, с кем дружит на сегодняшний день, с кем у него на сегодня общая волна настроений, мыслей. Общая работа.

- Значит, слава его не изменила?
- Он таким был всегда. Никогда не выяснял отношений. Когда ему все становилось и так ясно, он просто переставал общаться. И никогда не объяснял своих поступков. Многие его обвиняли, в том числе и я сначала, в необязательности - например, сказал, что перезвонит, и не перезванивает, ничего не объясняя, - пока я не поняла, что его нужно принимать таким, как есть. Или не общаться вовсе.

- Но так очень трудно жить! Так можно очень много людей потерять. Он не дорожит дружбой?
- Ну, как вам сказать... Те, кто с ним дружит, должны его принимать таким, как есть.

- Вы все друзья ему одному все прощаете, а он вам всем ничего и никогда?
- Видите, вот поэтому он и не любит давать интервью. Вот так вот вы и пишите, и сочиняете образ капризной звезды. Он просто страшно не любит посягательств на свою внутреннюю свободу. У него всегда была мечта: не делать, если не хочешь. Он ее воплотил.

- И никакого страха: "Откажусь, не позовут больше, давно не звонят - забыли"?
- Никогда не было. Наверное, он был настолько уверен в себе или таково его максималистское отношение к профессии... Это меня всегда в нем и убивало. Вот этим мы и отличаемся друг от друга. Вернее, он от всех.

- Вы могли бы представить его не артистом?
- Он мне много раз говорил, что мог бы быть кем-то другим. Что если бы у него было огромное количество денег и он мог бы повести такую жизнь, какую хотел, он и не играл бы.

- А как заработать огромное количество денег, не интересовались?
(Смеется.)Это были наши романтические мечты, других идей и профессий в голове не было.

- Не разговаривать по душам, не играть, если не хочешь, - это же может взорвать актера изнутри. Он такой самодостаточный?
- Во всяком случае истерик я у него не наблюдала. Разозлиться - мог. Он интраверт. Зато у него были радостные, фейерверочные проявления, компании, ночи напролет, гитара, рояль, "Гасите свечи, господа, гасите свечи!". Очень он это дело любит.

- А производит впечатление одинокого и отдельного человека.
- Не знаю, не знаю. Мы сейчас общаемся крайне редко, только перезваниваемся, но на фильме "Восток- Запад" у меня не было впечатления, что он одинок.

- Режиссер фильма Режис Варнье заметил: я так и не понял, то ли Олег очень гордый, то ли очень закомплексованный.
- Он и не мог понять, Варнье-то! Олег и там держал дистанцию. Не считал нужным выворачиваться наизнанку - чего, в общем, хотел Варнье. Олег относился к нему с симпатией. К нему по-иному и нельзя относиться. Но тесной дружбы не случилось.

- Что его может вывести из себя? Что он не выносит? Что для него вообще не исключено?
- М-м, дайте подумать... Конечно, исключено предательство общих интересов. Если он поверит человеку, а тот окажется не таким, отношения рвутся сразу.

- Он доверяет первому впечатлению?
- Раньше был намного доверчивее. Как все мы. (Смеется.)

- Ему ведь так везло на партнеров, на режиссеров. А у меня впечатление, что он все время ждет подвоха. В его положении можно было бы и расслабиться.
- Он же где-то сказал: "Каждый волен жить так, как он живет". У меня нет ощущения, что Олег зажат. Он всегда хотел общаться, с кем хочет, играть то, что хочет. И, надо сказать, он выстроил так свою биографию. Не знаю, правда, как ему это удалось.

- Он рисковый человек: или все, или ничего?
- Нет. Просто прислушивается к внутреннему голосу, понимаете? Многие из нас что-то заставляют себя делать, погрязли в необязательных связях, дружбах. Он этого себе не позволяет. На мой взгляд, ему удалось то, к чему он стремился. Когда он решил ставить "Горе от ума" в антрепризе, я, например, считала это безумием. Вы не представляете, что такое многонаселенный спектакль в антрепризе! А он это сделал. До сих пор не понимаю, как - чтобы артисты не разбежались, чтобы деньги найти...

- Он умеет сам находить деньги? Или убеждает? Или к нему сами идут, привлеченные именем?
- Не идут сами. В том-то и дело, что сначала вроде бы все давали, а потом, как всегда в антрепризе, все отказали. Все сам сделал.

- Как?!
- Вот так! Неизвестно. Теперь делает следующий проект, современную пьесу Максима Курочкина "Кухня", опять бред сумасшедшего. У него все ходы необщего ряда. А как получается - не знаю. Либо надо огромное везение иметь, либо огромную веру в свои силы, либо необычный взгляд на жизнь, на профессию, на себя. Наверное, у него все это есть. Ну вот скажите, а то, что он, завоевав положение в Англии, получив премию Лоуренса Оливье, вернулся, - это нормально?

- История с Ванессой Редгейв помогла ему здесь стать королем. Может быть, именно спектакль с ней и стал решающим поворотом в его карьере.
- Он и роль-то эту получил при невероятном стечении звезд и обстоятельств! Он напрочь всегда отказывался говорить по-английски. Даже ключи в гостинице на зарубежных гастролях за него просила я.

- Он к языкам не расположен?
- Как выяснилось, распложен! Катрин Денев же сказала, что он не просто говорит на чужом языке, а играет. Вся съемочная группа "Восток-Запад" после его игры целовала пальцы и говорила: "Манифик! У него акцент долго живущего в Париже человека..." Но, если бы ему, например, надо было ехать самому встречаться с Ванессой Редгрейв в Москве, он бы и шагу не сделал! А случилось так, что она сама пришла в Театр Моссовета смотреть "Калигулу" и влюбилась в него как в актера. Чистая случайность. И роль оказалась на русском языке - Есенин другого не знал. И вот только в этих обстоятельствах Меньшиков смог поехать. Потом он получил мощного агента английского, сыграл еще спектакль "Игроки", но порвал все отношения и вернулся. У него другие представления о жизни, карьере, профессии. А какие - лучше, наверное, спросить у него. Но он не скажет.(Смеется.)

- А вы не пробовали спросить?
- Спрашивала. "А мне там не нравится!"

- Понятие карьеры в принципе для него не существует? Он не честолюбив?
- Честолюбив, безусловно. Но понятия карьеры как официального положения, что ее надо строить, как нам внушали старшие товарищи, этого у него нет.

- Из тех ролей, что у него были, в какой он ближе к себе?
- У него нет такой роли.

- А совсем не он?
- Ганечка Иволгин из Достоевского. Или "Спортивные сцены..." - это, точно, не он.

- А ваша самая любимая роль Меньшикова?
- "Калигула". Он же носился с ней несколько лет. "Умираю, - говорил, - как хочу сыграть". И тут стало известно, что Фоменко ставит "Калигулу". Олег мне позвонил: "Что делать?" Я говорю: "Надо звонить". - Я же не могу ему сам позвонить?!" Тогда я сказала, что я позвоню.

- Значит, умирал, как хотел, но попросить не мог?!
- А ему это казалось неприличным. Звонить большому режиссеру и просить. Поставить в неловкое положение, услышать отказ. А вдруг он уже кого-нибудь выбрал? В результате у меня был знакомый, который дружил с Фоменко, я ему позвонила. Видимо, еще кто-то ему сказал о Меньшикове. И все сошлось.

- Меньшикову нравится, что у него сегодня амплуа романтического героя? Не хочется другого?
- Он, знаю, много лет мечтал о классической оперетте.

- Что с ним запросто можно обсудить?
- Все.

- Что он читает?
- Все. Он образован.

- Что он любит?
- Классическую музыку. Оперетту обожает. Играет на фортепьяно и на гитаре. Может что-нибудь опереточное исполнить, советские песни очень любит. Любит теннис. Любит застолье и прекрасно его ведет. Хорошую компанию любит, хорошую одежду. Стиль свой продумывает.

- Может по прошествии лет запросто позвонить?
- Конечно!

- Что говорит?
- "Привет! Как дела?" Как будто вчера расстались. А то и встречаемся. В ресторан ходим. Нечасто.

- 8 ноября ему исполняется сорок. Как вы думаете, он будет что-то делать к круглой дате? Или, как большой оригинал, скроется от всех?
- Нет, он любит свои дни рождения. Но ведь считается, что сорок лет не надо праздновать? А он достаточно суеверен.

Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz