Четверг, 09.05.2024, 01:05
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

"Шел спокойно прямо в короли."
Года два назад холодными зимними вечерами мы частенько с Зиновием Ефимовичем Гердтом сиживали за чашкой чая или рюмкой водки. Я слушала его рассказы о могиканах театра-учениках Станиславского, о самом Константине Сергеевиче - и как-то неосторожно обронила фразу; мол, нет у нас сегодня молодого актера, о котором уже сейчас можно было бы сказать, что он - гений. "Как! - возмутился Гердт,-а Олег Меньшиков! Он же великий артист!".

Но когда я села писать статью, то усомнилась в том, что все написанное мною останется без изменений. Так уж сложилось в нашей прессе: якобы неприлично говорить красивые слова о человеке даже если он этого заслуживает. Уж в чем - в чем, а в этом мы действительно впереди планеты всей...
Конечно, проще всего говорить о прошлом, о состоявшемся, об Олеге Меньшикове времен "Покровских ворот". Тогда, двенадцать лет назад, когда фильм вышел на экраны телевизоров, все сразу влюбились в его глаза (ах, эти черные глаза!), в которых, несмотря на некоторую ветреность и веселый нрав героя, отражалась печаль.
Но разве и тогда не проглядывал в нем будущий Нижинский, которого Меньшиков сыграл всего год назад? Человек мятежной скитальческой судьбы - судьбы и самого Меньшикова в нашем искусстве? В этом скитальчестве он удивительно органичен - человек и художник, созерцатель и творец, "физик" и лирик.
Давно и сознательно отказавшись от шумного общества, Олег Меньшиков редко появляется на театральных и киновечерах, не мелькает на телеэкране в подобных передачах. Почему? Да потому, что любит работать. Вернувшись год назад из Англии в Москву после своего очередного успеха (сыграл в "Игроках" Гоголя роль Ихарева на английском языке на сцене одного из ведущих театров Лондона), сразу же принялся за работу над образом Нижинского.
Актер попытался создать и создал то, на что еще, кажется, не решился никто: образ гения танца двадцатого столетия и одновременно - человека, тридцать лет проведшего в психиатрической больнице. Меньшиков, распростертый на полу - у наших ног, сыграл живую аллегорию нашего времени. Смесь боли и самодовольства, любви и ненависти, счастья и несчастья, надежды и безнадежности...
Создатели спектакля (среди них, кстати, и сам Меньшиков) придумали потрясающий финал: полет Нижинского в бессмертие. Актер ласточкой вылетал в окно. На улицу. Есть такое выражение - Меmentо mori - "помни о смерти". "Я никогда не умру",- писал в своем дневнике Нижинский. Я не знаю, о чем думал Олег перед каждым своим прыжком (спектакль игрался в течение двух месяцев практически без выходных),-об этом можно тольдо гадать, тем более что вряд ли он сам об этом скажет. ("Второй этаж, асфальт - все нормально...",- смеясь, говорил он нам с экрана телевизора). Но когда актер выходил на поклоны, зрители видели его бледное, уставшее лицо с лихорадочным блеском в глазах... Может быть, потому, что он вылетал не просто за пределы зала, но и за пределы спектакля, пределы времени?
"У таланта все дело в обаянии...",- считал Евгений Вахтангов. У Меньшикова его, кажется, в избытке. И он щегольнул им в спектакле "Калигула". Казалось бы, чудовище, а не человек, этот император! Но лукавое обаяние артиста настолько завораживало зрителей, что они с ужасом поддавались ему. И этот симпатичный изверг - тонкий, резкий Калигула, весь, как натянутая струна, - носился по сцене, держа зал более двух часов в немыслимом напряжении.
Как-то после спектакля я сказала Олегу: "Ну нельзя же каждый раз играть на такой высокой температуре горения! Сыграйте в следующий раз чуть слабее, пожалейте себя, уверяю вас, никто этого не заметит". Он лишь рассмеялся в ответ!
Черт-те откуда - со всех концов страны (и не только страны) приезжали актеры, режиссеры, любители театра и поклонники Олега, втискивались в зальчик на восемьдесят мест, чтобы посмотреть, как играет Калигулу уже знаменитый Меньшиков. Здесь-то и увидела его Ванесса Редгрейв. Два года назад она приезжала в нашу страну, чтобы найти себе партнера для лондонского спектакля "Когда она танцевала" (об Айседоре Дункан). За эту роль актер был удостоен самой престижной европейской премии имени Лоренса Оливье.
...Тогда, двенадцать лет назад, роль аспиранта Костика в фильме "Покровские ворота" была его первой главной ролью в кино. Правда, к тому времени Олег уже снялся у Никиты Михалкова в "Родне" и у Романа Балаяна в "Поцелуе", где сыграл небольшие роли. Они тоже не остались незамеченными, но известность принес именно Костик. Были, правда, разговоры, что сыграл он в этой картине всего-навсего молодого Михаила Козакова. Очень может быть... Зато сыграл именно такого Козакова, который через "надцать" лет снимет этот фильм!
Конечно, случались и вполне безликие роли. А у кого их нет? Но давайте вспомним фильм "Моонзунд" по роману Пикуля: получился приличным, и не в последнюю очередь благодаря Олегу. Просто "этот современный Меньшиков" неожиданно для всех сыграл русского дворянина, интеллигента, но не "исторический тип", а человека как бы увиденного уже отсюда, из нашего времени. И так ли важно, узнали бы наши предки себя в нас? Не важнее ли, чтобы мы узнали себя - в них?
Можно вспомнить и удивительно жизнерадостного Дмитрия Виноградова из телесериала "Михайло Ломоносов" - шутника и балагура с мудрым взором, прекрасного исполнителя романсов - все-то ему легко давалось в силу его таланта!
Или же вот Сергей Синицын из фильма "Мой любимый клоун" - обаятельный герой наших дней. Из этой картины мне запала в душу сцена, когда герой приходит в детский дом, чтобы усыновить маленького Ваньку. Его окружают дети, надеясь (каждый!), что это его (или ее) отец. И вдруг Ванька, знавший, что за ним должны прийти, испугался, что этот дядя заберет кого-нибудь другого, расталкивая всех, закричал: "Это мой папа, мой!". Сергей схватил его на руки, прижал к себе, в его широко раскрытых глазах читалась решимость и смятение, любовь и боль. Способность к мгновенному преображению, готовность к непредсказуемому - счастливый дар Меньшикова.
А "Капитан Фракасс"? Критики в полемическом задоре ругали слабую картину, не заметив, что в меньшиковском Фракассе присутствуют утраченный тип мужественности, рыцарского благородства и та святая детскость, что присуща лишь настоящим мужчинам.
Последнее время актер мало снимается в кино. Но если уж соглашается на роль, значит нужно ждать сюрприза, как это случилось с картиной "Дюба-Дюба", премьера которой вызвала бурю эмоций: "Герой Меньшикова вызывает восхищение...", "Герой Меньшикова вызывает негодование...", "Герой Меньшикова вызывает острую боль...",- равнодушных не было. Год назад картина была показана на Международном каннском кинофестивале.
Фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" в этом году также представлял нашу страну на этом престижном конкурсе, получив Большой приз жюри. Олег Меньшиков сыграл в нем не только одну из главных ролей, а задал один из мучительнейших вопросов нашего времени: как выжить, не становясь ни палачом, ни жертвой?
...Где теперь его увидят зрители? В Лондоне? В Голливуде? А. может быть. в Москве? Где бы он ни работал, зрители в ожидании откровения. Потому что это - Меньшиков.
Он на экране и на сцене - принц крови, то есть без пяти минут -Король! И знает об этом. И ему это чертовски импонирует!
Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz