Воскресенье, 05.05.2024, 23:15
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

От героя до мерзавца
Он серьезен, немногословен - это у него от папы, Евгения Яковлевича. Красив, улыбчив, мягок и вежлив - это уже от мамы, Елены Иннокентьевны. И есть в нем какая-то бесшабашность и грусть: даже когда он не поет (а он поет замечательно) и не танцует (а он и замечательно танцует), а лишь движется по сцене или на экране, все подчинено какому-то внутреннему ритму, неслышной, живущей в нем мелодии.
Добавлю к сказанному выше, что Олег Меньшиков имеет хорошее музыкальное образование: играет на фортепиано, скрипке и гитаре. Видимо, все же не случайно именно он был приглашен на роль Сергея Есенина в легендарный шекспировский театр "Глобус". Но об этом чуть позже.
Его известность началась с кино, а крестной матерью в кинематографе стала замечательная актриса Нонна Мордюкова.
Уже шли съемки фильма "Родня", а не было исполнителя одной из ролей, молодого ершистого паренька. Мордюкова в перерыве между съемками рассматривала фотопробы. Вдруг ее внимание привлек незнакомый юноша на фото. Было в его глазах что-то особенное, отличное от других сверстников, что заставило известную актрису долго всматриваться в поразившие глаза. Обратившись к Михалкову, она сказала: "Никита, а ведь вот твой герой".
Тут же любимому ассистенту Тасе (так ласково зовут эту удивительную женщину, к которой давно бы пора обращаться по имени и отчеству, но все ее зовут Тасечкой, потому что она сама так хочет) Никита Сергеевич "приказал" разыскать студента Театрального училища имени М.С. Щепкина и пригласить на пробу.
Меньшикова нашли. Увидев его, Михалков похлопал парня по плечу и сказал: "Ну что, будем работать?" А он вдруг: "А я еще сценарий не читал". Вероятно, это и подкупило режиссера.
Меня всегда Олег поражал тем, что умеет отказываться от ролей. Для меня это непостижимо: как взять и отказаться от роли? Смеху подобно - режиссеры бегают за ним и клянчат, чтобы он у них снялся. А он отказывается. Артисты всегда были зависимы от режиссера полностью, а он как будто мстил за весь актерский мир.
Как все талантливые люди, он, конечно, человек непростой, но, по-моему, это лучше, чем быть простым и бездарным. Меньшиков отмечен от рождения многогранной талантливостью. В школе он был уверен, что будущее его связано с журналистикой или же с "литературой", как, улыбаясь, поясняет он сам. Но, получив аттестат зрелости, пришел в училище при Малом театре. По окончании его пригласили в Центральный театр Советской Армии, где первой ролью стал Ганечка Иволгин в инсценировке "Идиота" Достоевского. Роль не главная, но она стала одной из центральных в том спектакле. А затем он уходит в Театр имени М.Н. Ермоловой, чтобы познать себя в другой ипостаси.
Валерий Фокин приглашает его, Татьяну Доронину из МХАТа и Татьяну Догилеву из Ленкома в спектакль "Спортивные сцены", ставший бестселлером театрального сезона. На этой сцене он сыграет еще одну роль - Робеспьера в драме "Второй год свободы" и уйдет в Театр имени Моссовета, чтобы выйти на подмостки в главной роли в пьесе Альбера Камю "Калигула". Теперь это уже легендарная постановка. А за исполнение роли Калигулы Меньшиков был вручен приз за лучшую мужскую роль на фестивале "Московские сезоны".
Именно на одном из представлений "Калигулы" Олега увидела знаменитая английская актриса Ванесса Редгрейв. Мы были вместе с ней на спектакле, и по его окончании она попросила познакомить ее с Меньшиковым. После непродолжительной беседы вопрос об исполнителе роли Сергея Есенина в лондонском спектакле "Когда она танцевала" был решен.
Мне посчастливилось увидеть сценическую версию жизни двух великих людей. Вот тогда я воочию убедился, что у Меньшикова есть шик профессионала высшей лиги. Спектакль стал гвоздем сезона. Драма некоммуникабельности двух великих любовников (один был удушен пеньковой веревкой, другая - шелковым шарфом) была решена беспощадно просто. На англоязычной сцене поэт (Олег Меньшиков) говорил только по-русски, Айседора (Ванесса Редгрейв) отвечала по-английски. Каким надо обладать магнетизмом и чем-то сверх техники, чтобы заставить зал не дыша слушать стихи и исповеди на чужом языке! Незагримированный, кареглазый, темноволосый современный артист шутейно качался на люстре через всю сцену, подобно маятнику, понял и обнажил непреодолимый смысл земной судьбы любого поэта - Непонимание. И Сверхпонимание. Это удавило поэта. Я пришел на спектакль - приглашенный Ванессой Редгрейв, ушел ошеломленный Меньшиковым. Такой же была реакция у Лайзы Миннелли, Питера Брука, Аль Пачино, сидевшими со мной в одной ложе.
По приезде в Москву Меньшикову была вручена премия "Триумф", одна из самых почетных в России, потому что она не зависит ни от правительства, ни от спонсоров, эта премия - премия коллег, которые, ох как редко, могут по достоинству оценить коллегу. А потом пришла приятная новость - Олегу присудили премию имени Лоренса Оливье, которая вручается лучшему актеру драматического театра по результатам театрального сезона. Он стал первым и пока единственным российским актером, удостоенным английского театрального "Оскара".
Последняя театральная работа актера в Москве, которую мне посчастливилось увидеть, - Вацлав Нижинский, великий русский танцовщик в пьесе "Нижинский". Вот тогда я еще раз понял, что Меньшиков может сыграть все - от героя в самом прямом смысле этого слова до последнего мерзавца. Такой диапазон сегодня в театре, пожалуй, недоступен никому.
И все же мировую известность и всероссийскую любовь Олегу принес кинематограф. Он играл в исторических лентах ("Михайло Ломоносов" и "Моонзунд"), мелодрамах ("Мой любимый клоун"), психологических драмах ("Полеты во сне и наяву", "Дюба-Дюба", "Утомленные солнцем", "Кавказский пленник"), комедиях ("Покровские ворота") и везде был превосходен. То, что он русский актер, - это и счастье его, и беда. Он мог бы стать кумиром всего мира, а должен довольствоваться тем, что его любят в России и странах бывшего СССР. Пока. Фильм Михалкова "Утомленные солнцем", удостоенный "Оскара", сделал его популярным в США, Франции и Англии. В последней он подтвердил, что премия Оливье ему досталась не по протекции Редгрейв. Хочется верить, что новый фильм "Сибирский цирюльник", который снимается сейчас, станет событием в жизни мирового кино, и о Меньшикове заговорят на всех континентах.
В жизни же Олег Меньшиков имеет мало общего со своими киногероями - легкими, победоносными, раскрепощенными, "отвязными"; на самом деле он застенчив, замкнут и интеллигентен до невзрачности, редко и нехотя появляется на светских и даже профессиональных сборищах. Но может появиться внезапно, ошеломить и исчезнуть. Именно так произошло прошлым летом на фестивале "Кинотавр" в Сочи. Его приезд был столь же неожиданен, как и появление Жерара Депардье. Хотя, положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать, что Меньшикову нет равных в Европе, да и в Голливуде среди своих сверстников он самый-самый...
Еще Олег не любит давать интервью. Восхищаюсь актером, хочу уважать человека, оберегающего частную жизнь от посторонних взглядов. Есть среди его коллег и другие, их среди актерской братии сколько угодно: они с удовольствием выставляют напоказ привычки, увлечения, сцены семейного счастья и прочее. От них Олега стоит отделить: он, безусловно, звезда, но одинокая, не входящая ни в одно созвездие.
И тут же спросил его: "Вы звезда?"
- Я не знаю, что это такое, - ответил Меньшиков. - И ни-ка-ко-го кокетства в этом нет, я не считаю себя звездой. Более того, это слово так затрепали, и такое количество у нас звезд... А их должно быть десять на страну, а никак не тысяча. Кометы там, метеориты - все нормально. Но звезды - это очень далеко, их не достать рукой. Это миры другие.
- Олег, что вы считаете главным в профессии?
- Хочу ответить словами Достоевского: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
- Вы знаете, в чем он, смысл жизни?
- Приходите лет через сорок, может быть, я смогу вам ответить на этот вопрос.
Он сказал это просто, буднично, не кривляясь, как звезды российского шоу-бизнеса. На меня со стены его комнаты смотрели всего два портрета - Фаины Георгиевны Раневской и великого музыканта Герберта фон Караяна. И великое множество книг. Они на столе, в шкафу, страницы заложены, нужные места подчеркнуты карандашом. Сегодня - Чехов и Лермонтов, завтра - Гомер и Еврипид, послезавтра - Есенин и Ахматова. С ним интересно говорить о кинематографе и театре, о течениях в современной музыке. О жизни Достоевского он прочитал, кажется, все. А еще Пушкин и Лев Толстой. Он мечтает сыграть Гамлета. Успел бы только. Так хочется этого. Ведь Олег Меньшиков давно стал Человеком "Национальное Достояние".
Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz