Суббота, 18.05.2024, 20:01
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

Неуловимый Меньшиков
Феномен Олега Меньшикова не поддается линейной дешифровке, хотя существует едва ли не с первых ролей артиста. У Меньшикова-дебютанта уже отчетливо присутствовал "фирменный" набор качеств, которые быстро заставили заговорить о нем как о знаковом явлении отечественного кино.

Официальная фильмография приписывает честь открытия новой звезды Никите Михалкову, снявшему молодое дарование в крохотном эпизоде "Родни" (1981). Однако уже на следующий год Олег "выстрелил" в двух ключевых сценах культового фильма Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву". Быть может, мало кто запомнил его по той картине в лицо, но демонический "отвязанный" стиляга в длиннополом кожаном пальто и гангстерской шляпе мгновенно врезался в память.
Это он обволакивал горестно прозревшую девушку уездного донжуана (Олег Янковский) победным рок-н-роллом, удивительным по экспрессивной пластике. А затем окончательно ниспровергал ее бывшего кумира в финальном пикнике по случаю 40-летия главного действующего лица фильма. Почти без слов Меньшиков сыграл здесь безжалостный триумф поколения next, да так, что даже сам Янковский невольно отошел на второй план.
Это был стремительный прорыв в новую художественную реальность, в новый экранный реализм - в те далекие теперь годы еще не появились рядом Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Владимир Машков. О приходе нового актерского поколения со своим видением мира, со своей системой координат и манерой игры Меньшиков фактически заявлял один, бросая вызов старшим мастерам. К нему, в сущности, и перешла от Янковского символическая эстафета героя нашего времени.
Как о большом певце можно судить по отдельно взятой ноте, так незаурядную актерскую личность за версту видно и в эпизоде. Мне кажется, уже в "Полетах" у Меньшикова-дебютанта отчетливо присутствовал "фирменный" набор качеств, которые быстро заставили заговорить о нем как о знаковом явлении отечественного кино.
Он блистательно и непринужденно подтвердил это, представ год спустя очаровательным Костиком из "Покровских ворот" Михаила Козакова. Два года - два дебюта в эпизодах классных фильмов, и вот наконец первая главная роль в ленте, снискавшей поистине всенародную любовь и не приевшейся поныне после десятков телепоказов. Во многом благодаря яркому созвездию исполнителей. Но прежде всего благодаря ему, Олегу Меньшикову.
Герой Меньшикова в картине шутлив и тревожен одновременно; он чувствует глубже и острее, чем показывает внешне, а понимает больше, чем высказывает. Так рождается многомерность характера, скрытый подтекст, сыгранная загадка, к чему отныне артист будет стремиться в каждой своей роли.
После очевидного триумфа в "Покровских воротах" пошла череда пусть ярких, но все же проходных работ. Оставалось, сцепив зубы, играть то, что предлагали, ограниченно выбирая более-менее пристойный материал, и решать в нем свои сверхзадачи. Не очень-то завидная участь для такого таланта. И все равно его экранных воплощений публике явно не хватало. Острый зрительский интерес к Меньшикову начал порождать частично обоснованные слухи о его "закрытости", отказе от многих заманчивых предложений. Он и сам косвенно подтвердил это в одном из крайне редких своих интервью, сказав, что актерская профессия для него еще не все и что просто жизнь ему нужнее творчества.
Мне кажется, именно временная невостребованность серьезным киноискусством, бившимся в судорогах творческого и коммерческого кризиса, надолго обращают молодую звезду к театральной сцене. Как многие его собратья по цеху, будучи еще выпускником Щепкинского училища, он служил по воинскому призыву под монументальной крышей Центрального театра Советской Армии. Там ему посчастливилось сыграть в "Часах без стрелок" (Васюков), "Лесе" (Буланов), "Идиоте" (Ганя Иволгин). Кому довелось видеть эти спектакли, тот помнит скромного солиста в хоре и степень его самоотдачи на сцене. Потом были Сережа Лукин из "Спортивных игр 81 года" и Робеспьер во "Втором годе свободы" в постановке Валерия Фокина. Это в Театре имени Ермоловой. Фоменковский "Калигула" - в "Моссовете". Всего раз увидев Меньшикова в роли безумного римского тирана, великая Ванесса Редгрейв без колебаний приглашает его на роль Есенина в свою антрепризу по пьесе М. Шермана "Когда она танцевала", посвященной одному дню из жизни невероятной супружеской пары - Сергея Есенина и Айседоры Дункан.
Мы с вами никогда уже не увидим этого спектакля, поэтому послушаем отзыв о нем Андрея Вознесенского: "Спектакль стал гвоздем сезона... На англоязычной сцене поэт (Олег Меньшиков) говорит только по-русски. Айседора (Ванесса Редгрейв) отвечает только по-английски. Каким надо обладать магнетизмом и чем-то сверх техники, чтобы заставить зал, не дыша, слушать стихи и исповеди на чужом языке!"
Наипрестижнейшая театральная премия Великобритании - Лоренса Оливье, врученная Меньшикову, вызвала новую волну интереса к нему в Англии. Он получает предложение сыграть на следующий сезон Ихарева в гоголевских "Игроках". Играть на сей раз предстояло на английском языке. Меньшиков проходит еще один курс занятий языком, играет, и зрители даже не догадываются, что перед ними россиянин. Забавно: в одной из рецензий его упрекали за "валлийский акцент"...
Продолжить артистическую карьеру в Англии (откуда до Голливуда куда как ближе, чем от Москвы) после этих успехов не составляло проблемы. Однако Меньшиков возвращается работать домой. Трезвый и практичный ум, огромное честолюбие подсказали ему, что за рубежом он все равно никогда не завоюет того места на Олимпе, того выбора ролей и той любви, как на родине. Он не ошибся.
Возрождающееся большое кино затребовало своего премьера. Зрители ждали этого часа и не разочаровались в ожиданиях. Олег Меньшиков вернулся на широкий экран возмужавшим, зрелым, с бесценным багажом накопленного опыта и терпения. Но прежде он, страшась рутинной текучки и актерской зависимости, навсегда покидает штат репертуарного театра, создает театральное агентство "БОГИС" и ставит спектакль по дневникам выдающегося танцовщика начала века Вацлава Нижинского, которого сам и сыграл, удивительно воплотив его образ не только в сценическом действии, слове, но и в танце.
Если в театре артист так и не обрел "своего" режиссера и вынужден сам реализовать собственные сценические проекты, то в кинематографе его режиссером, бесспорно, становится первооткрыватель Меньшикова - Никита Михалков. Он рано, еще после "Родни", отметил в печати внутреннюю раскованность Олега и вместе с тем способность к мгновенной внутренней концентрации, адекватность любому времени, любой эпохе, умение разные характеры играть по-разному. То, что Меньшиков может сыграть абсолютно ВСЕ, не помешало молодому актеру строго "выбирать свои работы в кино", причем выбирать "либо роль, либо режиссера". По словам мэтра, то, что он мог бы уложить в пять картин, он вкладывает в одну. Так работают сегодня немногие, даже крупные, актеры..."
Под Меньшикова Михалков с группой авторов создавал во второй половине 80-х годов сценарий "Грибоедова". Увы, по разным причинам фильм до сих пор не снят. Зато триумфально состоялись "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник", ставшие этапами творческого пути артиста. Говорить о них подробно нет смысла: они слишком хорошо всем известны. Остановлюсь лишь на одной особенности последней роли Меньшикова. В "Цирюльнике" он сыграл героя почти на 20 лет моложе себя самого и еще одного - 18-летнего юношу, уже американского морского пехотинца, да еще как бы с фамильными чертами своего героя. Каково?! Сыграл блестяще, если не сказать гениально, хотя, как считает Михалков, это потребовало от него настоящего профессионального подвига. Ведь не только физические кондиции, но и опыт взрослого человека (даже глаза уже другие, взрослые!) мешали. А таинственная метаморфоза все-таки состоялась.
Если в "Цирюльнике" Меньшиков сыграл апофеоз юношеской любви, а в "Утомленных солнцем" - ее трагическую утрату вместе с честью и принципами, то в "Кавказском пленнике" Сергея Бодрова-старшего он вполне убедительно перевоплотился в человека, живущего без любви, по жестоким и бесчестным законам войны, причем войны неправедной. Весьма расплывчатый и условный образ лихого сержанта-контрактника Сашки-Слая однако все же далек от мироощущения и актерских пристрастий Меньшикова, от его житейского опыта. Он перенес этот образ на экран, как профессионал высшего класса, неприметно для зрителя используя весь свой технический инструментарий. Роль, конечно же, состоялась, однако большой победой артиста, по-моему, не стала. Быть может, еще и потому, что рядом, на первом плане в картине не играл, а жил непрофессиональный Сергей Бодров-младший.
Безусловно, ближе творческим поискам Меньшикова оказались придирчиво выбранные им кинороли рубежа 90-х: "Жизнь по лимиту", "Моонзунд", "Яма" и "Дюба-Дюба" (1992). Фильмы эти, увы, не стали событиями, но работы Меньшикова в них заслуживают внимания. Что определило его выбор, при том, что он отказался сниматься в обреченных на успех "Гардемаринах", телесериале "Дубровский", ленте беспроигрышного мэтра Станислава Ростоцкого "Эскадрон гусар летучих"? Думается, острая потребность отклика на нараставшие общественные катаклизмы, тяготение к теме перелома, кризиса, нравственного выбора. Очевидно, в предложенном материале ему привиделись прообраз и модель нового героя, однако литературная проработка и режиссерское исполнение оказались явно недостаточными. Конструкция разваливалась, не выдерживала его актерской нагрузки. Меньшиков как бы существовал в этих фильмах сам по себе.
Актер-лицедей, обладающий даром интуитивных приспособлений и управляемым вдохновением, Олег Меньшиков в попытках наиболее полного самовыражения в контексте времени не мог не обратиться к самостоятельной театральной постановке. Его Чацкий выбежал наконец из детской и начинает взрослеть, чтобы порвать с пошлой толпой духовных монстров и уйти не революционером и даже не сознательным гражданином, а просто достойным, благородным человеком.
В Москве премьера меньшиковского "Горя от ума" состоялась в сентябре 1998-го на арендованной сцене Театра имени Моссовета (до этого спектакль дебютировал в Риге, потом обкатывался в Челябинске). Антреприза созданного Меньшиковым Театрального товарищества "814" продолжает собирать полный зал при почти единодушном неприятии спектакля столичной критикой. Меньшиков по-прежнему спокоен и уверен в себе, ни с кем не желает делиться своим "мильоном терзаний". В очень дорогостоящую постановку "Горя от ума" он рискнул вложить почти весь гонорар за "Сибирского цирюльника" и, по слухам, уже подыскивает новую пьесу. Он не из тех, кто позволяет себе брать паузу, и ни на йоту не поступается завоеванным правом быть самим собою во всем.
Увенчанный всеми почетными званиями и регалиями, удостоенный государственных и академических премий, высших призов отечественных и международных фестивалей, ведущий артист российского кино и театра Олег Меньшиков не сыграл еще много из того, что позволяет ему его талант. В том числе и "своего", русского Гамлета... На рубеже 40-летия он сохраняет молодость не только души, но и чисто внешнего облика. Он многогранен и неуловим в жизненных и творческих ипостасях, всегда открыт навстречу художественному эксперименту. А значит, мы вправе ждать от него новых сюрпризов, новых открытий.
Одним из них явилась роль Ленчика в нашумевшем прошлогоднем фильме Дениса Евстигнеева "Мама". Сногсшибательный актерский ансамбль во главе с Нонной Мордюковой лишь подчеркнул неожиданные грани мастерства Меньшикова, его точное попадание в образ. Последней, зарубежной, работой артиста оказался фильм "Восток-Запад" режиссера Р.Варнье. Партнершей Меньшикова в этой картине выступила королева французского экрана Катрин Денёв, восторженно отзывающаяся о нем. Нам предстоит увидеть фильм только весной. Но уже известно, что его собираются номинировать на "Оскар"...
У Олега Меньшикова все еще впереди.
Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz