Сначала он мелькнул в картине "Родня", но запомнился. Затем ворвался к нам с экрана телевизора юношей пятидесятых из элегической комедии "Покровские ворота". Его Костик был остроумен и контактен, жизнерадостен и оптимистичен, легок и весел. Он влюблялся, романтически возвышенно тосковал, беспечно шутил и в то же время оставался самим собой. Потом были "Полеты во сне и наяву" и "Поцелуй", "Полоса препятствий", "По главной улице с оркестром" и "Михаиле Ломоносов", "Мой любимый клоун". В новой двухсерийной ленте "Моонзунд" он играет Сергея Николаевича Артеньева. Он серьезен, немногословен и прост в общении - это от папы, Евгения Яковлевича. Красив, улыбчив, мягок и вежлив - это уже от мамы, Елены Иннокентьевны. В его поведении угадывается та человеческая основательность, а в неторопливых веских суждениях - ответственность зрелости, без чего невозможны настоящее вдохновение и творчество.
- В жизни даже самый бесхарактерный человек имеет характер. И я всегда очень долго иду к характеру героя. При этом вижу свои недостатки, очень зол к ним. Но нужно преодолевать свое несовершенство. Борьба в себе самом: добра и зла, духовности и низменности, веры и безверия. Ибо пока есть зло, несправедливость, тупость, жестокость, унижение человека, примириться с жизнью невозможно, - говорит он.
Не случайно в течение многих сезонов одним из самых модных спектаклей Москвы были "Спортивные сцены 1981 года", где Олег играл одну из главных ролей. Если сравнивать этого героя Меньшикова с клоуном Сергеем Синициным или потомственным дворянином Сергеем Артеньевым, то они, безусловно, положительные. Однако и Сергея Лукина из спектакля "Спортивные сцены 1981 года" - слабого, безвольного и жалкого - нельзя назвать отрицательным. Это несчастный, брошенный человек, который расплачивается за ошибки своих родителей. В спектакле есть сцена, где он, лежа на полу, бьется в истерике, когда взрослые люди унижают его человеческое достоинство. Иногда в этом месте из зала Олег слышит смех. Ему хочется, по собственному признанию, встать и уйти за кулисы. Значит, зритель не разглядел "черных пятен" в своей душе.
- Отчего это происходит? - От невоспитанности. От нежелания повысить культуру.
- Каким, по-вашему, должен быть интеллигентный человек? - Конечно, воспитанным и образованным. Но этим не исчерпывается понятие интеллигентности. Человек существует не в безвоздушном пространстве, живет не просто среди людей, интересы которых он обязан понимать и чувствовать. Он должен также помнить, что мир начался не тогда, когда он родился. До него была культура и после него будет тоже. Человек должен соизмерять все, чтобы "услышать будущего зов". Такое дано только великим, но стремиться к этому надо. Для интеллигента процесс становления дороже, чем результат. Достоевский как-то сказал: "Плохо не иметь убеждения, но вдвойне хуже время от времени не пересматривать его". Но это не значит, что я приспосабливаюсь. Я хочу сверять свою жизнь с потоком жизни.
Репетируя, а затем и играя роль Ганечки Иволгина в "Идиоте", Меньшиков столкнулся с большими трудностями: ему нужно было понять его боль, оправдать его, не смотря на все недостатки. Ведь и князь Мышкин совершал, казалось бы, совершенно не свойственные ему поступки. И потом, у Достоевского нет виноватых. Все борются за свою правду. Олег боролся за Ганю: "Не нравится - ваше дело". К сожалению, есть случаи, когда актер, осуществляя концепцию режиссера (особенно когда "осовременивают" классиков), невольно оказывается повинным в неудавшейся роли.
- Может, тогда лучше сразу отказаться от нее? - спрашиваю я. - Да кто ж, скажем, от Ромео откажется? Вы бы отказались сыграть Джульетту?
- Мне сложно судить, я не актриса, но вас понимаю. - Спасибо!
- Олег, не мешает ли вам популярность в обычных, житейских ситуациях? - Например?
- Ну, если вас узнают на улице? - Не мешает. По той простой причине, что меня не узнают.
- Тогда отчего вы никогда не принимаете участия в развлекательных телепередачах? Я слышала, вы хорошо поете... - Я тоже слышал.
- Чего бы вам хотелось избежать как в жизни, так и в творчестве? - Вспомнилась притча: человек стоит перед раскрытыми воротами и не решается войти. Наконец, они закрываются, являя надпись: "Эти двери предназначались только для тебя".