Вторник, 14.05.2024, 07:22
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » интервью

Творческая встреча в кинотеатре "Аврора".
Спасибо большое! Как неудобно, титры еще идут, а мы начинаем говорить. Вы знаете, я очень рад, что я вот таким случайным образом оказался в вашем замечательном городе. Вы, кстати, лучше меня что-нибудь спрашивайте, потому что я в монолог надолго не уйду, поэтому я надеюсь, что будут спрашивать или записочки передавать. Я очень рад, что представился такой случай, благодаря самоотверженным работникам этого удивительного кинотеатра. Действительно, пять лет этот экран терпит мое лицо в разных кинокартинах. Для меня это, в принципе, серьезное очень удивление, но что самое потрясающее - что год с лишним идет "Сибирский цирюльник". Для создателей, вы, наверное, даже не можете представить, что это такое. То есть мы все в курсе, но мы не думали, что по прошествии полутора лет этот кинотеатр и этот фильм собирают полный зал. Это здорово, спасибо вам! 

(передают записку)

Я начинаю, да? 

Есть ли что-то такое, ради чего Вы могли бы оставить сцену и кино? 
Ничего... Нет, сейчас! Это я в смысле оценки! 

Что чувствует Андрей Толстой, когда Джейн приходит к нему домой? Страх, боль или?.. Спасибо за то, что Вы делаете! Спасибо Вам!
Начну со второго: я думаю (мне сложно уже думать, что думает Андрей Толстой), знаете, она пришла туда, где ее, наверно, в общем, не ждали. Он обрел счастье, он обрел свою семью, а что может быть лучше, чем это? Я думаю, улыбается. Наверное, по идее, должен улыбаться: это была его молодость, он был честен перед собой в своей молодости, он честен и сейчас перед собой, поэтому я думаю, это есть серьезнейшее счастье - обрести себя, отказаться очень от многого и уйти куда-то вот в такую жизнь. Это замечательно.

Есть ли что-то, ради чего я мог бы оставить сцену и кино? 
Да, есть. Вы знаете, когда спрашивают, что такое счастье (это не потому что я могу дать какую-то формулу), я... Вот если мне вернуться в начало пути своего жизненного и творческого, если бы мне сказали: "Ты будешь счастливым человеком, в смысле, будешь жить прекрасно, у тебя будет семья, у тебя будут дети и т.д. и т.д., или второй путь: ты становишься знаменитым артистом, известным" (ну, типа вот как сейчас все) - еще бы не известно, что б я выбрал. На самом деле, серьезно говорю. Поэтому, наверно, ради чего я мог бы оставить сцену и кино - это ради того, что я сказал перед этим.

(аплодисменты)

(Показывает записку на большом листе бумаги) Слушайте, ну это серьезно тут, смотрите! 

(смех в зале

Когда будет премьера "Кухни"?
Премьера "Кухни" будет в сентябре. 

Снимаетесь ли Вы в данный момент? 
Нет, не снимаюсь. 

Логическая цепочка: "Даль, Миронов, Меньшиков"
Спасибо за комплимент, но как я могу сказать? 

Если да, то кто следующий в этом списке? 
Ну, уж про это вообще говорить не буду. 

(молча читает записку). Я прошу прощения, что долго не отвечаю. Ну, не знаю. Вопрос: "Горе от ума" или "Кухня" на Североамериканский континент. 
У меня нет такого желания: приехать туда и что-то им показывать. Если интересно, пусть сами приезжают. Но если позовут, я не буду долго упираться.

Очень ценю талант Даля. Читали ли Вы его дневники? 
Конечно, читал. Я прошу прощения, Светлана, если у Вас будет возможность, подойдите потом. Потому что мне действительно неудобно начинать. Ну, долго.

Что Вами движет в выборе роли? 
Прежде всего, режиссер, а потом уже все остальное. Ну, сценарий, безусловно, хорошая история. Но у хорошего режиссера я могу согласиться сниматься, не читая истории.

Ваши герои - это Ваши продолжения или это абсолютно другие, чужие Вам люди, в роли которых интересно побывать? 
Нет, ну безусловно, это продолжение меня. Единственно, что я никогда не знал, как это можно разделить: где начинается артист, где кончается он, где начинается роль и т.д. и т.д. Все это, к сожалению или к счастью, это наше продолжение и наше начало, поэтому я не знаю. Я никогда их не разделял. Я не понимаю людей, которые говорят: "Мне нужно отойти от роли, там, полтора часа, мне надо полежать". Но это вопрос медицинский, серьезно, потому что это клиника, для меня. Для какого-то артиста это серьезное погружение в роль, но я этого не понимаю, и я считаю, что это вредно для здоровья.

Какой фильм с Марлоном Брандо Вы считаете лучшим, какой Вам больше всего нравится? 
Вы знаете, мне все фильмы нравятся с Марлоном Брандо, я вообще его считаю величайшим артистом. Мне нравится и "Последнее танго в Париже", мне нравится и "Крестный отец", естественно, все фильмы, которые мы знаем, и, конечно же, я безумно сожалею, что я никогда его не видел в театре, когда он играл. Артур Миллер написал, что это единственное впечатление, которое он запомнит на всю жизнь, потому что он чувствовал, как в зрительном зале у него шевелятся волосы на голове.
Как Вы относитесь к тому, что Вас постоянно сравнивают то с Жераром Филипом, то с Аленом Делоном, то еще с кем-нибудь? 
Ну и пусть сравнивают, ну, что делать-то! (смеется

(аплодисменты)

Как Ваше отчество? 
(кокетливо) Евгеньевич.

(Смех в зале)

Как Вы учили иностранные языки по ходу съемок? Какой фильм оставил у вас самые теплые воспоминания? 
Вы знаете, у меня нет - какой фильм оставил самые теплые воспоминания. Каждый фильм оставляет частичку чего-то там замечательного. А насчет языков, я вам скажу, это... Знаете, когда говорят: вот он снимается в иностранных фильмах там, в Европе, в английских фильмах на английском языке, во французских - на французском языке. Я вам скажу: это врагу не пожелаешь вот так, так работать. Не в смысле... это уже... Творчество, оно, конечно, остается; но отходит, к сожалению, на немножечко (как это сказать?), (смеется) на немножко задний план. Потому что если английский я хотя бы, как мы все (все-таки нас учили когда-то английскому), поэтому хоть как-то, хоть что-то я знал, то французский, когда я снимался в "Восток-Запад" - страшнее я ничего в жизни своей не помню. Потому что, вы понимаете, если ты останавливаешься... Хорошо, если я один, я снимаюсь, там, крупный план - хорошо, остановят. Но стыдно же безумно: на тебя смотрят люди, которые говорят на этом языке, на котором ты сейчас пытаешься чего-то пыхтеть, они же все понимают. Они же не понимают, как это трудно! А я должен не просто рассказать слова в порядке их написания (пишет в воздухе слова), я должен еще что-то сыграть. А когда с партнером или партнершей - это вообще, это вообще каторга, потому что ты понимаешь, что если ты остановишься (а она же там, там же чего-то происходит), то один раз дубль срываешь, второй раз дубль срываешь - она может подумать, что ты это специально делаешь! (Смеется). Да нет, я шучу, я никогда этого не делал. Но после этого так начинаешь любить русский язык! Я его и до этого-то любил, но когда... Конечно же, язык - часть, серьезнейшая часть нашей профессии, средство выражения, и на чужом языке катастрофически трудно играть. Но я очень горжусь тем, что я это испытание выдержал. А теперь мне абсолют... Я теперь на китайском могу сыграть.

(Смех и аплодисменты).

Серьезно, нет, серьезно. Я понял, что могу (как сказать?) перепрыгнуть через этот языковой барьер. Кстати, это не хвастовство, потому что это (как сказать?) не моя заслуга. Это моя природа. Знаете, музыкальный слух и т.д. и т.д. Хотя выучить язык я не могу. Вот это так сложно. Я не могу сказать, что английский знаю, французский тем более, вообще. Но я понимаю, что я слышу иностранный язык. Это, наверное, самое главное. Вот так все языки.

Кто Вам ближе: Андрей Толстой или Алексей? 
Вы знаете (ну, вот как?), где начинается, где кончается? Что я говорил. Андрей Толстой и Алексей из "Вест-Энда"... Может быть, это он лет через двадцать. Понимаете? Сложно это.

Почему Вы стали сниматься в фильме "Восток-Запад" после "Сибирского цирюльника"?
Ну, нормально? Потому что так пригласили после "Сибирского цирюльника" в "Восток- Запад".

(Смех в зале).

Вы могли бы постоянно жить на Западе? 
Нет, нет. И никогда у меня мысли такой не было. Не потому что я такой патриот, хотя я люблю страну, в которой живу, но мне просто никогда в голову не приходило; я уезжал работать на год, на полтора в Англию, во Францию и т.д., но у меня мысли даже не заходило в голову, что я останусь жить. Работать - да, а жить - нет. Мне скучновато там, серьезно. Вот если бы я человек двадцать-тридцать с собой мог увезти и там жить, я, может быть, тогда бы рванул. 

Насколько правдоподобна книга Эльги Лындиной "Олег Меньшиков"? Вы знали о ее выходе в свет? 
Я не знал об ее выходе в свет. Вот хотите мне верьте, хотите нет: я эту книгу не читал. Поэтому насколько она правдоподобна... Знаете, я перевернул ее, (мне принесли), я посмотрел фотографии (ужасающие!) и прочитал первое: "Олег Меньшиков, заслуженный артист России". Я не заслуженный артист России. Когда я читаю с первой странички - и уже неправильно, у меня сразу пропадает интерес читать. Хотя, я думаю, она совершила достаточно серьезную работу. Я знаю, она встречалась с моими педагогами, с моими одноклассниками - и замечательно. Но я вообще не очень люблю читать про себя, смотреть на себя и слушать себя. (смеется)

Ваши отношения с Петербургом? 
Нет, ну какие? Хорошие. Я очень люблю ваш город, серьезно. Во-первых, он красивый, во- первых, он с историей, во-первых (если можно сказать), город-личность. И как можно относиться к личности? Даже если испытываешь какое-то неудобство при общении с личностью, в любом случае ты снимаешь шляпу, это самое главное.

(аплодисменты)

Как Вам работалось с иностранными актерами? Заранее спасибо, и вообще спасибо. 
Ну, вот я, вроде бы рассказал про иностранных актеров. И конечно же, еще плюс ко всему мешает очень незнание языков, поскольку английский... Вот мы разговариваем на английском языке - да ничего мы не разговариваем. Мы обмениваемся какими-то дежурными фразами, вот что это такое. А мы разговариваем, даже на русском языке (да?) мы же без слов начинаем в какой-то момент понимать, мы уже не слушаем слова. Поэтому мешает безумно в работе с иностранными артистами отсутствие общего языка. Хотя, говорят: артисты все друг друга понимают без языков. Понимают, но не так, как хотелось бы, не так, как в работе нужно.
О! Тут, смотрите, привет из Японии, а что тут написано, я не понимаю. А, вот: "Какие планы на будущее?" Планы на будущее у меня сейчас одни - "Кухня".

(Девушка преподносит Меньшикову букет). Здрасьте!

Правда ли, что перед "Сибирским цирюльником" Вы месяц жили в военном училище? Какие Ваши впечатления? (удивленно) Группа суворовцев. 
О как! Я вам скажу: я не месяц жил в военном училище. Я жил в военном училище три месяца. И я вам скажу, это абсолютно серьезно. Раз вы интересовались созданием фильма, значит, вы это прекрасно знаете. Я жил с Володей Ильиным в одной комнате. Там большая казарма была, настоящая, семьдесят человек. Когда я приехал, меня Ильин повел к каким-то там командирам, мы, значит, там немножко выпили. Я говорю: "Я пошел, значит, спать, в казарму". Вова говорит: "Олежечка, ты подожди, не торопись. Пойдем сейчас у меня в комнатке поспишь, чего ты так горячишься". Я говорю: "Нет, зачем же я сюда приехал? Я должен спать с ребятами, потому что..." А как? Он говорит: "Ты подожди". И увел меня к себе. В шесть утра подъем, и как в сапогах три километра-то я пробежал... В общем, короче, я у него стал спать в этой комнатке, потом я его выселил (смеется). Потом я остался в этой комнате, а ему еще одну отдельную дали. Я, кстати... (всматривается за кулисы, в зал) Здесь ребята, нет?

(Голоса из зала: "Здесь!")

А вы еще не знаете, про кого я говорю (смех). Нет, дело в том, что тут, в Питере, оказались два молодых артиста, которые в фильме "Сибирский цирюльник" играют юнкеров (зал аплодирует), соответственно, юнкер Полиевский и юнкер Алибеков. Марат Башаров и Никита Татаренков.

(Аплодисменты).

Эу! Где вы? А что? - они на верху сидят. Сейчас они придут. А я пока вас поразвлекаю. Пока основные подтянутся. Как это называется? Подтанцовка.

Россия - великая страна. Правда? 
Безусловно.

В каком музее Вы были сегодня днем? 

(Смех).

Вы знаете, мы сегодня очень хорошо провели время. (Аплодисменты) А чего это захлопали? (Башаров и Татаренков выходят на сцену). Марат Башаров и Никита Татаренков. Если есть вопросы к ним - пожалуйста. Ну все, что ли, пошли?

Как-то перед показом "Утомленных солнцем" Вы сказали: "Замечательно, если после просмотра "Сибирского цирюльника" человек решился бы делать то, на что он до этого никогда бы не решился бы". Что Вы сделали особенного после съемок или после первого просмотра? 
Ой, вы знаете, ну, во-первых, я не про себя говорил. Но вы знаете, я считаю, что тот поступок, который совершил Толстой - это поступок из серии... Я не знаю, как назвать... Это серьезнейший... всё мало, любое слово мало, потому что такие поступки совершают очень редкие люди. Очень редко и очень редкие. Именно поэтому я говорил, что если человеку не хватает воли, силы совершить какой-то шаг в своей жизни, если он после этого фильма совершит-таки этот шаг, то это будет замечательно. Потому что Толстой шагнул в никуда, а иногда в никуда шагать очень полезно, потому что в этом нигде, может быть, и есть та почва, на которой ты должен стоять.
(аплодисменты)

Приедете ли в Санкт-Петербург с новой театральной премьерой? 
Ну, наверно, если позовете - приедем, а что куда мы денемся.

Вы встретили свою Джейн? Еще ее ждете? 
(уныло) Да жду.

(Смех в зале).

Вы дважды играли Есенина за рубежом. Что вас связывает? А может, стоит сыграть и в России? 
Вы знаете, дважды я действительно играл Есенина за рубежом. Ну что меня связывает? Меня связывает, вы знаете, больше, наверное, любовь к этой личности исторической. Он замечательный поэт, но как фигура, как человек он меня привлекает больше, чем поэт. Но не умаляю нисколько его поэтических талантов. А почему не сыграть в России? Потому вот так получилось, что вот эта пьеса написанная... Там вся игра строилась на том, что Айседора Дункан не говорила на русском, а Есенин не говорил на английском. Поэтому как ее здесь играть, я не очень понимаю. И ну как? Знаете, мы тоже люди какие: нам предлагают - мы играем; не предлагают - да не очень-то и хотелось.
(Показывает записку) Ну, тот, кто написал эту записку, спасибо, я рад.
(Читает записку молча) - Хорошо! (в зал) В принципе, можете расходиться. 

(смех в зале)

Собираетесь ли Вы остаться на чемпионат мира по хоккею? 

(смех в зале)


Я не играл в хоккей в детстве. Вот это два хоккеиста стоят. Я совершенно серьезно говорю. Они мне рассказывали, что они играли так... Я ни разу не видел. Мы можем им только поверить. Я на чемпионат мира не останусь, но если наши победят, то постараюсь приехать. А из тенниса (смеется), я хотел сказать: "а из тенниса я предпочитаю футбол". А из спорта я предпочитаю теннис. Я играю в теннис, и вот в последнее время мы с нашим Театральным товариществом стали играть в футбол. Поэтому вот теперь у меня еще футбол появился.

Э-э, сложный вопрос. Зрители привыкли к мощным актерским работам, которые вызывают вопрос. Всегда ли Ваше вИдение героя совпадает с режиссерским? 
Вы знаете, ну конечно, не всегда. Но если это режиссер уровня Никиты Сергеевича Михалкова, то тут дело уже не в совпадении, тут дело: насколько мы говорим на одном языке. И это самое главное. Видения не могут совпасть у двух людей. Мы каждый - мир, планета; да? Мы каждый - свое. Как оно может совпасть? Никак не может совпасть. В данном случае: я или верю, или не верю, или мне верят, или не верят. Мы договариваемся (как сказать?) о столбовой дороге. А уже тропинки, какими мы придем к намеченному нами пункту - это уже не важно. Но мы, главное, идем в одном направлении, это самое главное. А режиссеры, которые не могут определить для меня столбовую дорогу, ну, я их слушаю, но все равно делаю по-своему. Но я стараюсь уже с такими не встречаться, потому что это такая напрасная трата времени.

Привет от почитателей из Сан-Франциско, между прочим. "Восток-Запад" очень популярен у американцев. Так-так-так. "Кавказского пленника" (тихо читает)... себе хочу пожелать побольше встреч с Вашими работами на экране, о встречах с Вашими театральными работами пока только мечтаем. 
Спасибо большое.

Говорят, Вы не любите репетировать, а какая же работа доставляет Вам удовольствие? 
-Знаете, я не люблю как репетировать? Не люблю, когда репетиция - это повторять одно и то же. Для меня репетиция - это поиск. Это самое главное на репетиции, как она проходит - это уже меня не интересует. Я могу говорить одно и то же, я могу увести всех артистов в ресторан, я могу увести их в парк, я могу заставить кататься на лодке, мы можем сидеть молчать, мы можем смотреть телевизор. Как идет работа? Мы можем разойтись, потому что посидели полчаса и понимаем, что нам нечего сказать друг другу сегодня. Ну, бывают такие дни. Да? Ну разошлись. Что друг другу нервы трепать? Поэтому главное, главное - организовать эту работу правильно, а уж... Я не люблю репетицию с 11 до 4-х. И будь любезен - репетируй. Кому это надо? Это мне кажется, очень даже сильно может повредить процессу театральному, ну, в смысле, внутри.

Как Вы относитесь сейчас к своим киноработам 80-х годов? 
С улыбкой (улыбается).

Спасибо Вам за то, что Вы есть. За все, что Вы сделали. 
Спасибо вам!

На Западе звезды не проводят творческих встреч. Насколько для Вас важны эти встречи и необходимость в них? 
Вы знаете, во-первых, они проводят. Там это просто это как-то немножечко по-другому. Они точно так же встречаются, это заблуждение, что этого там нет. Я это делаю чрезвычайно редко, просто до удивления. Потому что вроде бы артист должен встречаться. Мне сначала было неудобно. Я не понимал, почему должен собраться зрительный зал, и смотреть, и слушать, что я говорю. С какой стати? Мне это всегда... То же самое - почему я не люблю интервью. Почему человек должен брать газету, а там я ему должен что-то рассказывать. Ну, кому очень интересно - ну, как-то найдет возможность, не знаю, по фильмам, по экранам понять, поговорить. Я понимаю, что это как-то глупо говорю. Но в общем мне это не нравилось. А иногда... Знаете, после спектакля "Горе от ума", мы два года его уже играем, и какая-то такая непонятная для меня и очень приятная любовь с другой стороны рампы на нас опрокидывается в конце спектакля. Я понимаю, что эти встречи... Еще не известно, кому они важнее: вам - увидеть, поговорить, или нам, вот просто ощутить, знаете, без ролей посмотреть, как вы сидите, как вы смеетесь, какие вопросы задаете, о чем вы думаете сейчас. Это очень важно. Я буду чаще теперь это делать.
(аплодисменты) Берет следующую записку.
Это стихи, но я их читать не буду? Ладно?

О-о-о! Вас беспокоят суворовцы. На выпуске мы хотим спеть песню "Фуражка". Исполните ее, пожалуйста, Марат и Никита. (Башаров отказывается. Меньшиков уговаривает.) Меньшиков смотрит в зал из-под руки, в зал строем входят суворовцы, поющие песню "Фуражка". Меньшиков: "О-опа!" Смеется и хлопает им. Суворовцы дарят ему букет. (аплодисменты)
Ребята, спасибо вам огромное. Спасибо. До слез просто. Спасибо!
(аплодисменты)
А вы говорите: встречи со зрителями. Это же не встречи со зрителями, это что-то другое.

Ваша самая любимая партнерша? 
Вы знаете, так сложно очень сказать, потому что когда-то мне на сцене было очень легко играть с Таней Догилевой и с Татьяной Васильевной Дорониной. Вот я помню, у нас был спектакль "Спортивные сцены". Ой, удивительное партнерство было. В кино с Таней мне тоже очень легко.
У нас с Сандрин Боннер (которая "Восток-Запад") были очень интересные взаимоотношения, потому что они в первый раз услышали мой французский язык, только когда я вошел в кадр. Представляете, да? И Режис, и она. Они же не понимают, что. Вот он сейчас войдет в кадр и никто не поймет, что он говорит. Что они должны были бы делать тогда? Режис в меня верил, поэтому это произошло. Но от этого такого противостояния, она все время было так немножечко в таком невидимом (Она не хотела это показывать.) конфликте со мной. Она была (я так думаю) против меня. Не потому что я, а потому что "он же ничего не скажет!" И вот от этого противостояния как-то вдруг случилось, как знаете, когда два заряда - "раз", и такая искра пошла. С ней было непросто, но интересно.
А самая моя удивительная партнерша... Я не знаю, она, безусловно, огромная актриса, но самая удивительная партнерша в моей жизни была Ванесса Редгрейв, когда я играл в Англии, в спектакле, о котором я уже говорил, - Сергея Есенина. Я лучше партнерши в своей жизни не видел. Она начинает дышать с тобой в одном темпе, она начинает дышать с тобой одним воздухом. У меня такое было впечатление, что она начинает думать в тот момент о том, о чем думаешь ты. Это удивительная совершенно женщина, и удивительная актриса, и партнерша.

(аплодисменты)

Расскажите о "Калигуле", пожалуйста. 
Вы знаете, "Калигула" - это у меня боль, потому что это одна из многих самых любимых ролей. Мне очень жаль, что мы играли мало. Потому что я как раз уехал в Англию, потом, когда я приехал из Англии, мы еще поиграли какой-то период, а потом я опять уехал в Англию. Это одна из лучших ролей мирового репертуара, я считаю. Одна из самых блистательных пьес, какую я только знаю. Мне безумно жаль, что спектакль не снят. Ну, сняты там какие-то кусочки и т.д. и т.д. Не сочтите за нескромность, но я считаю, что это была одна из лучших, если не из наилучших моих ролей. Поэтому для меня это такое: "Жалко, что прошло". Спасибо! 

Мы хотим спеть песню "Фуражка, милая".
(общий смех)

Привезете в Санкт-Петербург еще раз "Горе от ума"?
Вы знаете, нет. Уже нет, потому что, я думаю, мы летом заканчиваем играть. Может быть, предстоят гастроли в Америку, может быть. Но потихоньку мы спектакль заканчиваем, потому что мы два года его играем. А спектакли, как и люди, имеют обыкновение стареть. (аплодисменты)

На нехватку денег сетуют многие знаменитые артисты. Хватает ли Олегу Меньшикову на жизнь? 
(иронично) Отвечу коротко: хватает.

(смех)

Ваше отношение к Михалкову режиссеру и человеку? Могли бы Вы выразить ваше отношение к Михалкову-человеку? 
Переплетается. Уже давно переплетается, потому что Михалков-режиссер для меня не существует отдельно от Михалкова-человека. Я считаю, что это одна из самых больших личностей на сегодняшний день в нашей культуре; и можно его не любить, можно его не принимать, может все, что угодно, но не считаться с этим нельзя. Я не нов, говоря это, я не оригинален, потому что все это понимают. Он раздражает, он раздражать может, безусловно (кого-то!), раздражать может личность и фигура. Он резкий, он какой угодно, но он, я думаю, что он настоящий. Мне кажется, что это самое главное. А настоящий человек может быть каким угодно. Он, наверное, в какие-то моменты не может себя корректировать. И это замечательно, потому что он в этот момент настоящий. Наверное, дипломатии, может быть, ему неплохо было бы поиметь. Слушайте, не мне его учить, поэтому...

Вы бывали в Японии? 
Нет, не был. И моя мечта - приехать в Японию, потому что я знаю, что это удивительная страна. Я вообще помешан на культуре Востока и на культуре этой страны, в частности, и мне очень жаль, что я не был. (шутливо) Могу расценивать это как приглашение? Я приеду.

В Англии, после спектакля, ко мне приходил Аль Пачино. О чем мы с ним говорили? 
Я скажу так: Аль Пачино ко мне после спектакля не приходил. (смех) Но он был на спектакле и сидел в бельэтаже в первом ряду. Я еще подумал: "Вот, Аль Пачино". Ну, там же перед спектаклем покупаются билеты, там нет такого: заранее доставать билеты. Там этого нет. Но два или три раза спектакль смотрела Лайза Минелли. Так вот, с ней я разговаривал, и много, и даже выпивал. Она не выпивала. (смех в зале) Да, но тогда у нее был такой период невыпивания. Да, но на том спектакле были многие, Питер Брук, я уже не говорю про всех английских артистов и т.д., и т.д. Но вот с Лайзой Минелли у нас были такие замечательные отношения. Она пригласила меня (ну, не только меня, но и Ванессу, там еще артистов) - по поводу: она давала концерты в Лондоне - на прием. Сидели так (показывает руками): Лайза Минелли, Ванесса, пардон, я, а здесь сидела группа "Роллинг Стоунз."
(смех, аплодисменты)

Есть ли актеры, которых Вы считаете великими? Был ли кто-то из них образцом для Вас? 
(Девушка вручает по цветку Меньшикову, Башарову и Татаренкову)
Знаете, "образцом", "великими", я не сторонник определений вот этих. Великий/невеликий, слово - такое "тьфу", оно улетело, т.е. поменьше воздух сотрясать. Если применять это слово к кому-то, то, наверное, для меня это был Олег Иванович Борисов. Для меня он и есть тот самый великий артист и по тому, КАК он это делал, и по тому, ЧТО он делал в этой профессии, и по тому, КАК он прожил свою жизнь.

(аплодисменты)

Я не понял, у кого-то день рождения сегодня? Я от души поздравляю, я просто очень рад. И счастья вам, и всего самого замечательного. (аплодисменты)

Тут написано: "Услышал, что Меньшиков - очень ленивый человек. Это никак не вяжется с вашими героями. Правда ли это?" 
К сожалению, огромному, это правда. Но вы знаете, что значит - ленивый? (общий смех) Ну как? Меня не тяготит отсутствие работы. Конкретно: меня не зовут на съемки. Правда, я не испытывал такого. И может, никогда не испытаю. Я сейчас не снимаюсь года полтора после "Востока-Запада". Никакого дискомфорта я не испытываю. Нет, серьезно. Никакого. Придет время - я снимусь. Я сейчас занимаюсь театром. Я до этого шесть лет не занимался театром и у меня не было... Причем, не потому, что одно сменяет другое. У меня были периоды, когда я по полтора года вообще ничего не делал; и я считаю, что они... как себя распределить, как распределить себя в пространстве и времени. А дальше уже... В любом случае: все зависит от тебя. Правда. Какой шаг сделаешь, от поступка к поступку жизнь складывается. Вот если это помнить, да? Один раз сделал, второй, третий. Обману себя. Вот и потом ничего в жизни не будет. Ничего. За каждый поступок в жизни придется отвечать. За хороший, за плохой. За каждый. А из того, как ты их будешь совершать, так и сложится твоя жизнь. А потом уже никого не обвинить. Никого абсолютно.

Вы обратились к режиссуре. Ваши ощущения? (молча читает
А! Я так понял: актерство не дает мне реализации, поэтому я занялся режиссурой. Вы знаете, ну, наверное, в какой-то степени. Хотя вот это ощущение возможности... Я всегда подозревал в себе наличие лидерского начала, потому что любой неплохой артист, он где-то режиссер своей роли. Безусловно, я, в принципе, всегда хотел, я еще в институте начинал делать какие- то самостоятельные отрывки как режиссер, но внутренне считал, что я должен обрести колоссальное право повести за собой людей. Собираются мои коллеги, я должен им каждому что-то говорить. А здесь вот так, а здесь так, а здесь плохо, а здесь хорошо. Кто я такой? Как только человек набирает это внутреннее право, не наглость, а право спокойно и деликатно объяснить свою точку зрения и попробовать переубедить человека, перевести на свою сторону баррикады вот другого человека. Это очень серьезный процесс. Ведь лидер не тот, кто бежит впереди (да?), а тот лидер, кто умеет отстать, чтобы бежали все остальные впереди. Вот кто лидер. Ну, а рвануть с факелом. Ну делов-то. Красиво, замечательно, но это не та история. Тут важно умение раствориться не только в артисте, в каждом человеке. Это безумно сложно, но это самое интересное в этой профессии, я думаю.
(Читает записку, смеется, обернувшись к Башарову и Татаренкову): Ребята, мы все трое очень хорошо выглядим. Девушка, которая это пишет, она хочет стать актрисой. Какой совет? Ну какие советы? Если действительно хотите - будьте актрисой и живите честно. Ну, нет других советов. Правда.

Умеете ли Вы кататься верхом на лошади? 
Не умею. Вы знаете, и у меня не сложилось, может быть, потому что я Крыса по гороскопу, может, они меня не любят, я не знаю. Я первый раз сел на фильме "Поцелуй". Роман Балаян снимал этот фильм - "Поцелуй". Я в первый раз сел в жизни на лошадь. Я совершенно не боялся: ну сел и сел. Чего? А Саша Абдулов, я говорю: "Саш, я не умею, я не знаю как". "А ты ее коленкой так "раз"". И я это "раз" сделал. Она ка-ак рванула. Он пошутил так. А дальше происходит уже нешуточная история. Она меня несет, я понимаю, что что-то не то, потому что я дергаю, то-сё, я начинаю падать. У меня нога остается (как это называется?), в стремени, а здесь (показывает руками) я держу повод. Я направо поскольку ее поворачиваю, вот так (рукой описывает круг) по кругу. Я же зацепился, я не могу ни встать, ни спрыгнуть, а на нее тем более не могу. Я помню, со всех сторон (а это был алабинский полк кавалерийский мосфильмовский) со всех сторон солдаты бегут. Они ее остановили. 
Вот с тех пор я подхожу, видимо, они чувствуют такое мое отношение к ним подозрительное. Потому что на "Кавказском пленнике" мне надо было... Я Бодрову- старшему сказал: "Сережа! Да не полезу я на нее, она меня скинет!" А он заикается: "Д-д-а т- т-ы п-п-попробуй!" "Ну хорошо, я подойду, вот так сделаю (поднимает согнутую в колене ногу)". Он говорит: "Давай! Я скажу "стоп!" Я говорю: "Отлично". Я подхожу и вижу только глаз, на выкате глаз лошадиный. Она такую дает свечу. Я еще даже ногу не поднял, а она уже вот так. После этого он даже меня не пытался никуда. А мне даже не нужно было, я должен был лежать плашмя, когда нас в плен везут. 

Вопрос очень серьезный. Вам не кажется, что религия - это удел слабых, особенно православных христиан? 
Нет, мне так не кажется. (тихо) Но развивать мы эту тему не будем. Ладно?

Можете дать автограф? 
Могу. Дальше постскриптум очень приятный, но я читать не буду, потому что я человек скромный, как это ни странно.

Если не секрет, сколько Вам лет? 
Какой секрет? По-моему, все знают: 39. Хотя нет, почему-то очень многие пишут: "Ему уже давно за 40". Когда свой возраст они округляют почему-то в другую сторону, а мой они почему-то туда, наверх, а свой всегда вниз.

Из Италии. Привет! Привет! Либо женится, либо много.... (смеется, отходит от микрофона) Вот девушка написала, "мой муж сказал", - видимо, про меня, -"либо женится, либо много хороших ролей сыграет. По-моему, прав".

(смеется, аплодисменты)

Выглядывает из-под руки в зрительный зал, за кулисы. Зрительница задает вопрос, который не слышен.

Вы знаете, репетиция, безусловно, это одна из самых ... Ну я не знаю, губит, во всяком случае, не должны губить. Я не знаю. Роберт Робертович - замечательный режиссер, безусловно, я давно не видел его спектаклей. Я боюсь, после "Ричарда III" я не видел.
Я думаю, что он не лукавит. Не может быть такого. Или не очень хорошие артисты, или не очень хороший спектакль. Я так думаю.

Вопрос из зала не слышен.

Оу! О, да! Конечно! Я надеюсь, потому что у нас замечательные дружеские отношения с русским драматическим театром, с Эдуардом Ильичем Цеховалом. Безусловно, тогда мы летом выпускались, сейчас мы в сентябре будем выпускать, на сцене театра Моссовета, и мы обязательно, если вы из Риги, то мы обязательно приедем к вам на гастроли, потому что мы любим ваш город, и вас, потому что вы замечательные зрители.

Ответная фраза не слышна.

Договорились.

Известно, что Вы не любите журналистов. Если бы Вам пришлось сыграть журналиста, то каким бы Вы его изобразили? 
Не очень правильно. Не то, что я не люблю журналистов. Я нормально к ним отношусь, абсолютно спокойно. Просто есть человеческие качества, мне неприятные, но так получилось, что они все сошлись в профессии журналиста. Это не значит, что я журналистов не люблю. Нет, серьезно, мне абсолютно все равно, какой профессией человек занимается. Вот так получилось, что все, что мне не очень нравится в людях, оно почему-то, вот под знамя вот мне непонятное и мне неприятное они становятся. А так что? Нормально к ним отношусь - они же тоже люди.

Любимый писатель, любимое литературное произведение? 
Это все так меняется, писатели, правда. Серьезно. Ну, конечно же, все равно я буду не оригинален, все равно это остаются Пушкин, это будет Гоголь, все равно: они как точка отсчета, а потом возникает на какое-то время Пелевин, а потом возникает еще кто-то; до этого Булгаков "Мастер и Маргарита". Они все замечательные, но все равно мы. Я вот был во Франции этим летом, отдыхал и взял с собой "Войну и мир" (да куда уж, некуда, сколько ж можно!), а вот и все, и оторваться нельзя. А потом говорят: "Кто любимый писатель?" Ну, Толстой! Понимаете? Никуда от них не деться и слава Богу.

Не могли бы вы поздравить мою подругу с днем рождения? Она стесняется. 
Дорогая подруга девушки с третьего ряда! Мы поздравляем, не только я, весь зал поздравляет вас с днем рождения! 

(аплодисменты в зале, Меньшиков аплодирует)

Как Вы чувствуете себя, оказавшись зрителем в театре? Какие из последних постановок Вам понравились? 
Я чувствую себя некомфортно, знаете, так получилось, что меня стали узнавать. Понимаете? И это на меня всегда производит жуткое впечатление. А я, когда больше 20 пар глаз смотрят на меня, а у меня начинается психоз. Из последних - замечательный спектакль Някрошюса "Макбет". Вот это для меня одно из самых сильных впечатлений театральных. У вас, кстати, показывали его, был тут.
Да? (Вопрос из зала не слышен.) Нет. Нет, не потому, что я уверен в безгрешности исполнения, а только потому, что на том жизненном этапе я думал так, и ничего менять... Ну как? Хотели ли бы вы пережить свой 26-летний период? Ну, правда, это неправильный вопрос? Не хотел бы, это невозможно. Поэтому - переиграть. Я бы сыграл по-другому, но не переиграл.

Характер какого героя, сыгранного в театре и кино, Вам ближе всего? 
Вы знаете, все. Если так разрезать, наверное, артиста от этого кусочек, это от этого кусочек. Невозможно. Какой ближе всего? Калигула - ну куда страшнее? А близок. Как это объяснить? Не знаю.

Верите ли Вы? Верите ли Вы в судьбу? 
Вы знаете, я верую в Бога. А тут. Как, как это понять? 

Благосклонна ли ко мне судьба? Если бы я сказал: "Нет, она ко мне не благосклонна", - вы бы, наверное, долго смеялись и удивлялись, или что другое про меня подумали Ну пока благосклонна! Наверное. Я надеюсь. Хотя что считать за...
(Читает записку) Рассказать о спектакле "Кухня" не могу. Единственное, что я могу сказать: эта пьеса написана специально для нашего Театрального товарищества. Никита, покажи майку (Татаренков в черной майке с желтой надписью "Театральное товарищество 814"). Это наше "Театральное товарищество 814". Вот видите?

(аплодисменты)

И вот сейчас Максим Курочкин, замечательный драматург, если кто увлекается драматургией, запомните эту фамилию, он написал для нас пьесу, которую мы сейчас начинаем репетировать. Пьеса современная, безумно интересная. Мы надеемся на замечательный результат. Ну, кто не надеется на замечательный результат? Все надеются. Что получится - посмотрим.

Выйдет ли "Горе от ума" на видео? Я люблю Вас! 
Я тоже! Уже вышло. Я не знаю, правда, есть ли в Питере, но в Москве уже вышло.

12 лет назад задумывали "Сибирский цирюльник". Принимали ли Вы участие в создании сценария фильма? 
Нет, не принимал, как был он написан Рустамом Ибрагимбековым, так я его и прочитал в том виде. Он, конечно, изменился, по сравнению с тем. Но нет, никакого.

Олег, Вы верите в чудо? 
Конечно, верю. Я думаю, что... Ну, а кто не верит-то? А как же тогда жить-то, если в чудо не верить?
Опять стихи взял. (удивленно поворачивается к В. Чехляеву) Все вр
Категория: интервью | Добавил: Angel (22.12.2010)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz