Понедельник, 29.04.2024, 05:28
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » интервью

Олег Меньшиков: «Я пытаюсь не лгать себе»

Мы сидим в просторном кабинете Меньшикова в созданном им несколько лет назад «Театральном товариществе 814». На президенте (также в одном лице - главном и ведущем актере) - хорошо скроенная рубашка салатного цвета. Мягкий свитер наброшен на плечи и завязанные под горлом рукава напоминают теплый шарф, который забыли снять вслед за пальто. Черные брюки безукоризненно отглажены. Ботинки из мягкой кожи также безукоризненно начищены. В манере - слегка расслабленная элегантность. Впрочем, как иначе может выглядеть актер с мировым именем, «лицо» швейцарской часовой фирмы Longines, человек, которого чаще всего именуют «российским Аленом Делоном»?
Олег кажется естественным и откровенным, живо реагирует на повороты беседы, часто смеется, полностью подтверждая установившуюся за ним репутацию замечательного, тонкого собеседника, человека дружелюбного и внешне очень открытого. Хотя и чуждого панибратства.


Биография
Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в подмосковном Серпухове. Отец - военный инженер. После переезда семьи в Москву учился в Москворечье в 866-й общеобразовательной и музыкальной школах. В 1981 году окончил Театральное училище имени М. С. Щепкина и был принят в труппу Малого театра. Первую роль в кино сыграл еще на четвертом курсе училища в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». После этого сыграл около 30 ролей в различных кинокартинах и спектаклях. Работал в Центральном академическом театре Советской Армии (1982 - 1985), в театре М. Н. Ермоловой (1985 - 1989). В 1995 году создал и возглавил «Театральное товарищество 814».

- Олег Евгеньевич, вы - один из самых любимых в народе российских актеров. А для вас лично, признайтесь, жизнь - это игра?

- Да, пожалуй, именно игра. Хотя я сам стараюсь к ней как бы полегче относиться, не принимать себя и все, что с тобой происходит, слишком уж серьезно. Хотя, конечно же, к себе надо относиться вполне всерьез, даже строго. Всерьез понять, что ты есть такое. И полегче воспринимать то, что нас окружает. Как мне кажется, вокруг нас сейчас уж слишком много всего сверхсерьезного. Зачастую серьезный облик принимают и совсем уж неправильные вещи. Кого-то излишне серьезно начинает волновать то, что делают коллеги, чем занимается сосед, и масса ненужных мыслей лезет в голову. Надо каждому о себе больше думать и чуть-чуть повеселее быть. Вот мы и эту историю гоголевских «Игроков» пытались делать как бы играя, шутя. Хотя все там точно прописано, и как вор у вора дубинку украл, но все же мы для себя пытались это увидеть как столкновение двух подходов к жизни. Один - чрезмерно серьезный, тяжелый. Другой - легкий, более веселый. Художник всегда живет происходящим с ним сию секунду, одним мгновением, не просчитывая наперед возможные последствия. Не думая, куда его выкинет волна жизни в следующие двадцать минут. Где, с кем и как он окажется. Мне такая ситуация больше нравится, нежели трезвый расчет, долго срочное планирование или «сетевой график» жизни, расписанной на годы вперед.

- Можно ли в таком случае сказать, что все, чего вы в жизни добились, - результат случайного счастливого стечения обстоятельств, слепая удача или все же существовал некоторый план достижения конкретных результатов в конкретный период?

- Никогда наперед свою жизнь я не просчитывал. Кое-кто говорит, что я все планировал заранее, старательно годами создавал свой имидж,обдуманно совершал те или иные поступки... Чушь полная! Поверьте мне на слово или еще лучше - спросите тех людей, кто хорошо меня знает, и вы увидите, что ничего подобного не было. Я всегда позволял себе роскошь жить тем, что требует от меня каждая данная секунда, всегда старался не изменять себе, что бы ни происходило. Это вовсе не подвиг - просто иначе у меня ничего не получилось бы, начни я пересиливать или изменять. Это в какой-то мере еще и жалость к себе - будешь пыжиться, напрягаться, а жизнь тебя потом такой дубиной огреет...

- Тогда получается, что главная ваша надежда - на везение: Бог не выдаст, свинья не съест! На Провидение, ведущее вас верным курсом?

- Наверное, что-то в этом есть. Но ведь все мы сами выбираем свой путь. И если мы на эту дорогу вступили и, не сворачивая, по ней идем, то она нас и выведет куда надо. А когда начнем скакать - с одной тропинки на другую, с дорожки на дорожку, - тут-то и жди беды.

- Постоянное движение требует немалого напряжения сил. Как вы отдыхаете?

- Для меня лучший отдых после спектакля или тяжелого дня съемок - это посидеть с друзьями, с теми, кто занят в спектакле или фильме. Поговорить. Выпить. Это уже такая традиция. А вообще-то я предпочитаю отдыхать, как и все нормальные люди, - люблю погулять, повыпивать, сыграть в футбол, в теннис, в баню сходить. Но есть у меня и мечта- отложить, забыть все дела на год-полтора и отправиться в кругосветное путешествие. Проехать по миру - куда смогу. Не загадывая особенно наперед. Столько еще не увидено и не попробовано за рубежом, да и у нас в стране. Поехать бы простым туристом, обыкновенным путешественником. Вот это был бы отдых! Думаю, эти год-полтора еще бы лет на десять мне дали заряд бодрости и сил. Но не знаю, когда смогу себе такое позволить.

- А хочется устроить передышку?

- Конечно! Надо только выбрать момент. Дождаться, когда поменьше работы интересной будут предлагать, а то соблазн слишком велик. И то хочется сделать, и это. И в театре сыграть, и самому пьесу поставить, и кинокартину снять. И товарищество наше театральное все время что-то придумывает, новые проекты начинает. Трудно отказаться от заманчивых предложений.

- Олег Евгеньевич, ваша первая яркая работа в кино - это Костик в «Покровских воротах». Изменила ли ваше мировоззрение эта роль? И осталось ли что-нибудь в Олеге Меньшикове от Костика?

- Ну конечно! Просто эта роль дала старт в будущее. Все началось с него, с Костика, и, разумеется, многое изменила в моей актерской и неактерской жизни. Эти две линии сейчас настолько переплетены, что порой и не поймешь, где заканчивается одна, а где начинается другая. А что касается второго вопроса, то здесь была довольно курьезная ситуация. Потом уже, когда все вокруг сравнивали меня с моим героем: «Ах, как похож Меньшиков во многих ролях на Костика, как братья-близнецы», Михаил Козаков, по-моему, правильно парировал: «Вы в корне не правы. Все наоборот: это Костик похож на Меньшикова».

- После телефильма «Покровские ворота» были знаменитые «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Дюба-Дюба», «Мой любимый клоун», «Кавказский пленник», «Восток-Запад», «Мама». В итоге у вас сейчас звание народного артиста России и столько премий, сколько иным маститым актерам даже не снилось. Читал где-то, что больше пятидесяти премий...

- Больше, только смотрите не перехвалите меня, чтобы не сглазить. Я лично ко всякого рода премиям, званиям и похвальбе в свой адрес отношусь скептически и с юмором. Я категорически не выношу лести и подхалимства, не люблю хвастаться своими успехами. Будь моя воля, я бы все эти звания и премии давно отменил. Ведь зачастую их получают не очень заслуженно, благодаря деньгам и связям. А это в корне неправильно. Считаю, что такие награды - пережиток прошлого, атавизм, присущий соцсистеме. Когда-то Фаина Раневская очень тонко подметила переизбыток титулованных артистов у нас в стране. Приглашая одного из своих друзей на спектакль, она говорила: «Приходите в этот театр, там очень много никому не известных народных артистов».

- Но, согласитесь, иные актеры все-таки получают премии заслуженно. И для них такое внимание действительно приятная и весомая награда за труд.

- Конечно. Но почему-то в России наиболее талантливые люди все-таки остаются аутсайдерами. Может, от излишней скромности и отсутствия пробивной силы. Ведь по-настоящему одаренные артисты чаще всего не очень приспособлены к повседневной жизни. Их кредо - сцена или киносъемочная площадка, и точка. Здесь они живут и умирают. Им некогда бегать по инстанциям и хлопотать о надбавке к зарплате и звании заслуженного или народного. Хотя именно эти люди больше других заслуживают внимания и участия государства в их судьбе. Это так обидно... 

- Это ваша личная обида? Неужели Меньшикову не хватает чьего-то внимания?

- Нет, что вы! Обидно за других. У меня внимания как раз предостаточно. Я вообще могу назвать себя человеком успешным, достигшим многого. Хотя личные награды и премии никогда не выбивал и впредь выбивать не буду. Если что-то и получаю, то считаю, что это заслуженно.

- Некоторое время вы жили на Западе. Какие отличия вы видите между европейцами и русскими?

- Если коротко, то это будет звучать так: они живут сегодня, а мы живем вчера и завтра. Сейчас попробую объяснить. Мне в последнее время чрезвычайно неинтересны разговоры про великий русский народ, в величии которого, кстати, я ни секунды не сомневаюсь. Но тем не менее я не понимаю, почему, например, китайский народ менее велик, чем русский. Нам все время говорят, что нам есть чем гордиться: посмотрите на наше прошлое! Да, мы им гордимся. Нам говорят: а что будет завтра, вы себе даже представить не можете! Но мне не надо завтра, мне нужно сегодня. Сегодня, сейчас. Это, кстати, и к вопросу о политиках. Европейцы не дадут себя унизить. Они не дадут отнять у них в один день все деньги, которые они накопили за годы. Люди выйдут на улицы, жизнь прекратится. А с русским народом такое сделать запросто. Мы все свидетели этому. И это уже не то великое терпение, которым мы так гордимся, это - постоянное состояние униженности, зависимости и страха. И, безусловно, в этом направлении ведется работа, и, как мы видим, довольно успешно. Вот это - серьезное отличие.

- Какой период жизни вам кажется наиболее продуктивным - молодость или зрелость?

- Для меня, конечно, зрелость. Для кого-то молодость, в молодости можно больше успеть, больше схватить. У меня такой задачи не было. В молодости много ветра с пылью, такого ненужного ветра. А вот когда уже все чуть-чуть поспокойнее, как-то и мысли другие рождаются, и отношения какие-то правильные выстраиваются. Если меня спросить, куда я хочу вернуться, отвечу не задумываясь - лет на пять назад, ни в коем случае не больше.

- Кто из современных актеров вам интересен?

- Мне безумно нравится Шон Пенн, мне нравится Чулпан Хаматова. В последние годы, безусловно, Женя Миронов. Мне всегда нравился Ди Каприо, и я вообще считаю, что у него еще будут откровения. Бьорк... Трудно всех перечислить.

- Вы создали свое «Товарищество», заняли независимую позицию в театре, существуете сами по себе. Вы не хотели бы пойти в обычный театр, где есть постоянный коллектив?

- Видимо, уже не получится. Может быть, когда-то судьба заставит. Но так сознательно и с охотой я, конечно, уже не пойду. Потому что «театр-дом» - вот это все для меня уже неактуально. Я не очень верю в такое существование. И считаю его в некоторой степени даже губительным. Но если меня все-таки спросят, в каком театре вы хотите работать, я скажу. Я бы хотел работать в БДТ у Товстоногова лет тридцать назад. Я думаю, что это был тот театр, о котором можно говорить серьезно. И фигура Товстоногова меня притягивает.

- Кто или что для вас является вдохновением в профессии?

- Даже не знаю. Никогда не призываю вдохновение, потому что его необходимо ждать... А вдруг оно не придет? Потом расстраиваться по этому поводу... Вдохновение - это очень сложный процесс. Это состояние приходит совершенно неожиданно (именно поэтому его и называют «вдохновение»). Это миг, которого ждать невозможно, но всегда нужно быть готовым к нему. Хочу признаться, что вовсе не избалован такими моментами. Вдохновение, убежден, приходит в процессе работы - вдруг щелчок, который длится, может быть, всего две секунды, и эти секунды дорогого стоят. А лежать, закатив глаза в небо, чесать макушку и ждать - это, что называется, дохлый номер. Ждать вдохновения можно только работая, вкалывая до седьмого пота.

- Мнение друзей, близких, зрителей важно для вас?

- Нет, не важно. И это не высокомерие, поверьте. Друзья мои, все, с кем я общаюсь, уже давно привыкли к этому и не обижаются. Я просто понял однажды, что на всех не угодишь. Я никогда не спрашиваю: «Ну, как тебе?» Приходят, допустим, люди на спектакль - мне действительно не очень интересно, что они думают о моем исполнении. Я рад, что они пришли. Если это дорогие мне люди, я рад, что мы можем посидеть после спектакля, посмотреть друг на друга, просто поговорить о чем-то. В своих ролях я делаю свое дело, и я сам всегда знаю, хорошо я сделал или плохо. Разве что какие-то нюансы мне подскажет профессионал... Нет, я не думаю, что мне важно чье-либо мнение. Еще раз повторю, это не наглость, не самодовольство, не сытость, но реальность. Я много думаю, прежде чем начать что-то делать, и привык делать то, за что отвечаю. Меня никто не убедит: «Старик, ну вот здесь надо было по-другому...» По-другому, наверное, кто-то другой бы сделал, а я вот сделал так, и огромное спасибо, что пришли. Поймите, это даже не внутренняя защитная реакция на какую бы то ни было критику. Я не вижу смысла от кого-либо или от чего-либо защищаться. Опять-таки я абсолютно нормально отношусь к людям, которые не принимают мои спектакли в театре, роли, которые я играю. Я не нахожусь в режиме доказательства своего профессионализма, своей состоятельности в той самой профессии. У меня просто нет потребности в этом.

Блиц-опрос.

- Ваше любимое время года?

- Весна.

- Любимый возраст?

- Все годы хороши - живи от души. Главное, чтобы в жизни всегда была весна.

- Чувствуете ли вы себя зрелым и опытным человеком?

- Да. Но всего постичь невозможно.

- Опыт мешает или помогает?

- И то, и другое: в зависимости от проблем, которые решаешь.

- Вы верующий человек?

- Смотря во что. Имею собственные идеалы и приоритеты.

- Как относитесь к религии?

- Можно не отвечать?

- После выхода в свет «Сибирского цирюльника» вас с Никитой Михалковым стали обвинять в излишней русофилии. Вы действительно ненавидите все западное?

- Конечно, нет. Я сам жил за рубежом и не гнушаюсь этого периода в своей судьбе. Просто там другая жизнь, другой менталитет, традиции и обычаи. Что же, теперь из-за этого презирать Запад?

- Вы любите людей?

- Да. Считаю, что каждый человек ценен и уникален.

- А вам везет на хорошие знакомства?

- Несомненно. Мне было всего девятнадцать, а я уже повстречался с такими мэтрами, как Роман Балаян, Никита Михалков, Михаил Козаков.

- Чего бы вам еще хотелось достичь в жизни?

- Многого. Снимать свои фильмы, ставить спектакли, заняться фотографией... Останавливаться на достигнутом не буду.

- Неужели не хочется взять тайм-аут и отдохнуть?

- Немного отдохнуть можно. Например, поездить по миру, посмотреть разные страны и континенты. Ведь сколько всего кругом интересного! Но расслабляться совсем - увольте! Праздность и ничегонеделание не для меня.

- Обозначьте свое кредо.

- Не вешать нос.

- Ваша любимая роль?

- Калигула. Этот герой мне близок.

- Какие качества влияют на актерскую профессию?

- По Станиславскому, ум, сценическое обаяние и терпение - главные составляющие артистического таланта.

- Вы пессимист или оптимист?

- Жизнь гораздо богаче. Она не сводится ни к пессимизму, ни к оптимизму.

- Есть ли вещи, которые вы не могли бы простить?

- Нет.

- Являются ли ваши родители образцом для вас в вашей собственной жизни?

- У них другие задачи, у родителей, они проводники, они дают нам жизнь, и мы должны их почитать.

- Как вы относитесь к деньгам?

- Как к испытанию.

- Что в обычной жизни может вас вывести из себя? Нагрубить можете?

- Нахамить - вряд ли.

- Воспитание?

- Наверное. Неплохая вещь, кстати, часто помогает в жизни. Я могу сорваться на близких людях, но это уже не предмет обсуждения в интервью.

- Можете представить свой идеальный день?

- Не думал. Просто было бы солнечно.

- Есть город, где бы вы хотели существовать?

- Не было вариантов, вернее, я никогда их не рассматривал всерьез. Хочется просто солнца и моря.

- Многие артисты гордятся тем, что не снимаются в рекламе. Как случилась ваша история с Longines?

- Тут немного другой нюанс: лицо фирмы Longines это не реклама - это сотрудничество. Они мне предложили: «Поработай с нами». Я сказал: «С удовольствием!»

- У вас на руке сейчас часы Longines?

- Ну конечно!

- А до контракта с Longines вы интересовались часами?

- Да, конечно. Мне всегда нравились красивые часы. Просто раньше мы были не так воспитаны: чтобы у человека было, скажем, двое часов. Зачем?! Но мне всегда казалось, что часы - это единственный роскошный аксессуар, который может позволить себе мужчина. Поэтому, как вы видите, я ношу одновременно двое часов. Почему? Потому что это - украшение. Мне нравится, как часы выглядят на руке. Сегодня, чтобы узнать время, наручные часы не нужны. Но мы все равно смотрим на них, чтобы доставить себе удовольствие от созерцания красивой вещи.

- Вы модник по жизни? Много тратите времени на гардероб?

- Сейчас в Москве уже можно купить все. Мне, конечно, не все равно, в чем я хожу, но чтобы я убивался до истерики по поводу того, что мне надеть, такого нет.

- Дома вы какой стиль предпочитаете: техно или что-то романтическое?

- Мне нравится что-нибудь постарее.

- Стало быть, вы и в музеи ходить любите?

- А вот не очень.

- Вы как форму поддерживаете?

- Футбол, теннис - регулярно.

- Чего вы боитесь в жизни?

- Глупости.

- Вы боитесь смерти?

- Нет.

- Вы счастливый человек?

- Несомненно!

- Олег Евгеньевич, вы тщательно скрываете ото всех свою личную жизнь и, когда мы договаривались об интервью, просили на эту тему ничего не спрашивать, но, может, хоть чуточку приоткроете занавес над тайной, развеете слухи? Говорят, что 2005 год стал для вас значимым - в начале года вы перестали быть знатным женихом-холостяком и женились. Это правда?

- Ну хорошо, я вам отвечу. Это правда.

- А правда, что ваша супруга - начинающая актриса Анастасия, которая приехала в Москву из небольшого городка, поступила в театральный вуз и случайно в стенах своего учебного заведения повстречала вас?

- Не совсем точно, но всю правду я не скажу - пусть народная молва легенды придумывает, если ей делать нечего. Скажу лишь, что мы встречались два года до того, как оформили наши отношения. Женились мы без шумной помпы, без приглашения тысяч друзей - это просто не нужно ни ей, ни мне. А медовый месяц, если вам интересно, провели в Швейцарии.

- Сейчас вы живете вместе?

- Ну естественно, почему муж и жена должны жить не вместе?

- Ну кто вас, актеров, поймет? Кстати, а вы будете помогать Насте в карьере?

- Нет, она просила этого не делать, потому что всего хочет добиться самостоятельно. И, как вы догадываетесь, свою фамилию на мою после свадьбы она менять не стала, чтобы это никоим образом не отразилось на ее карьере. В вузе, где она училась, в театре, где она играет, не все ее сослуживцы знают, чья она жена...

- А правда, что она на 22 года моложе вас?

- Правда.

- Забавно. И последний вопрос: в чем секрет вашего успеха, в чем секрет Олега Меньшикова?

- Вы знаете, когда меня об этом спрашивают, я все время говорю одно и то же: я пытаюсь не лгать себе, я пытаюсь жить честно, в согласии с самим собой. Я думаю, это самое главное.
Категория: интервью | Добавил: Angel (19.12.2010)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz