Олег Меньшиков: я хотел бы уехать в Тибет
Олег Меньшиков не приезжал в Екатеринбург давно. И вот, наконец, привез спектакль «Игроки». Заранее раскуплены все билеты, цветы, поклонники, очередь за автографами. Три дня, три аншлаговых спектакля. И почти полная недосягаемость для журналистов. Нам, одним из немногих удалось пообщаться с актером на камерной пресс-конференции – буквально 20 минут на мягких подушках ресторана «КЭФ».
Ничего личного!
Перед пресс-конференцией организаторы гастролей предупреждают: «Не тратьте время и не задавайте вопросов о личном, отвечать не будет. Спрашивайте о планах, о творчестве, о режиссуре».
– Олег, вы один из самых закрытых и таинственных современных актёров, это что, сознательная стратегия?
– Вы знаете, с тех пор как я узнал о том, что я такой таинственный (смеётся), уже лет пятнадцать, наверное, не прекращаю отвечать на этот вопрос. Я ничего специально не делаю. Возможно, в моей личной жизни нет достойных поводов, чтобы о ней говорить?
Вот, и на этот раз изящно ушел от ответа. Меньшиков всегда рьяно оберегал границы своего «я», с самого раннего детства. Доходило до смешного: в первом классе его посадили с тихоней Людочкой за одну парту. Он достал циркуль и процарапал жирную линию. «Это твоя половина, - заявил он, оробевшей соседке – а это моя! Вот граница, и не вздумай её нарушить».
Оперетта – это праздник!
Олег родился в один день с Аленом Делоном 8 ноября, правда, 1960 г. Их много и часто сравнивали. «Это обстоятельство сыграло с ним злую шутку, - утверждал его руководитель в «Щепке» профессор Монахов - и отсрочило его приход в режиссуру. Перевесили несомненный актёрский талант, абсолютный слух и потрясающая музыкальность». Однако сегодня Меньшикову режиссура интересна куда больше, чем актерство. О чем он говорит с энтузиазмом – так это о новых проектах.
– Чего ждать от вашего «Театрального товарищества 814»?
– Мы готовим к постановке оперетту Имре Кальмана «Сильва». Это большая, зрелищная постановка, с множеством актёров, танцующих, поющих, с шикарными костюмами и декорациями. И я, наконец, приступил к работе над моноспектаклем, который давно хотел поставить, но не было подходящей пьесы. Сейчас она найдена. Это пьеса итальянского драматурга Александра Парика «1900-ый». Она известна, по ней уже снимали фильм «Легенда о пианисте», который шел в широком прокате.
– Почему выбор пал на «Сильву»?
– Ну, наверное, потому, что я люблю музыку, люблю оперетту. И, считаю, что она незаслуженно забыта. Оперетта это же праздник. Вот мы и будем – ставить и показывать праздник.
Любовь к музыке проявилась у Меньшикова еще в раннем детстве. Мама Олега Елена Иннокентьевна, врач- невропатолог, задерживалась в поликлинике допоздна и два раза в неделю просила сотрудницу забирать Олега из детского сада вместе с её дочерью. Вместе они шли в музыкальную школу, где девочка занималась фортепиано, а Олег слонялся по коридору и прислушивался к разным звукам. Однажды одна из старейших педагогов обратила внимание, как мальчик стоит у открытой двери и дирижирует очень точно и чувственно, слишком совершенно для столь юного возраста. Она настояла на том, чтобы мальчика определили в скрипичный классв. Меньшиковы копили на пианино, но к совету педагога прислушались - купили скрипку.
«Болею за ЦСКА»
Со скрипкой он не расставался, умудрялся прыгать на скакалках вместе с ней. Подбегал к девчонкам и кричал: «Вхожу в игру!». «И, что удивительно, – вспоминает его одноклассница Марина Копосова, – он никогда не сбивался, мгновенно реагировал на перемену темпа, ни один мальчик так не мог. Или по дороге из «музыкалки» принимал мяч у мальчишек, играющих в футбол и долго солировал с мячом, показывая «класс».
– Марат Башаров рассказывал, что со времён «Цирюльника» у вас сформировалась своя футбольная команда. Вы до сих пор играете в футбол?
– Я с детства играю в футбол. Я люблю футбол. Но, к сожалению, пришлось прекратить – повредил колено, и врачи настоятельно рекомендуют не экспериментировать.
– За кого болеете?
– Болею за ЦСКА всю жизнь, как мой отец, он военный инженер, в нашей семье других вариантов просто не могло быть...
Меньшиков – это бренд
Олега называют «самым элегантным русским актером». Он – лицо швейцарской часовой компании «Лонжин». По контракту, актер получает все новые модели часов этой марки и обязан участвовать в презентациях и фотосессиях.
– У вас есть собственный стилист?
– Нет, и никогда не было. Я сам люблю одеваться, люблю покупать что-нибудь новое, слежу за модными тенденциями. Даже стилисты «Лонжин» со мной предельно корректны.
– То, что вы являетесь лицом марки «Лонжин», накладывает на вас серьёзные обязательства?
– Никаких! Они мне, стесняясь, предложили. Я робко согласился. С тех пор я получаю каждый сезон новинки от «Лонжин», у меня уже приличная коллекция часов – а это, между прочим, целое состояние. Я постоянно летаю в Европу, Америку на фотосессии, даю интервью глянцевым журналам. В моём распоряжении одежда лучших модельеров. И за всё это удовольствие мне ещё и платят деньги. Я обеспечен со всех сторон. Согласитесь, очень ненавязчивое сотрудничество.
– А не хотелось бы вам создать собственную марку одежды? Или открыть ресторан? Бренд «Олег Меньшиков» должен приносить неплохие дивиденды…
– Уже приносит, и грех было бы жаловаться. Ресторан не хочу, хотя на Западе все этим очень заражены. Я человек по-хорошему старомодный. Вот чего я бы хотел – так это создать линию ювелирных украшений собственного дизайна.
– На Западе вы тоже бренд?
– Вы хотели спросить, узнают ли там меня? И да, и нет. В определённой среде узнают. Но там люди гораздо меньше смотрят по сторонам. И актёры, даже очень известные, в обыденной жизни выглядят очень скромно. Люди очень деликатны и строго блюдут свою и чужую приватность.
– Вы долго жили в Лондоне и всё-таки вернулись в Москву. Скажите, какое место вы выбрали бы для жизни?
– Лондон, Рим… Это города с богатой архитектурой, богатым прошлым, очень красивые, очень спокойные города, для меня это важно. А если говорить о некоем уходе вообще в другую жизнь, то, возможно, это были бы Непал, Тибет.
- Что вы читаете?
- Тот же мусор, что и все. Кто-то прочитал, принёс тебе, ты прочитал, передал другому. Но я не очень люблю современную литературу. Видимо, потому, что она пишется как-то впопыхах. С возрастом начинаешь понимать мемуары. Я с удовольствием прочитал Пыляева «Старая Москва». Недавно, мне Вознесенский подарил свою книгу мемуаров. Я прочитал, получил колоссальное удовольствие. Какая глыба всё- таки Вознесенский. Почему я раньше его не читал?
Калигула мне ближе всех
Ещё подростком Олег пришел к Ролану Быкову на пробы в фильм «Внимание, черепаха!» Ролан Антонович хохотал до слёз над выходками Олега, но на прощание сказал: «Ты очень смешной, но, поверь мне, ты никогда не станешь артистом!» Может быть, так всё и случилось бы, не скажи он этих, обидных и горьких для юного дарования слов. А может быть, он сказал их не случайно? Потому что надо было знать характер Меньшикова, его желание быть первым. Он умел полностью сосредотачиваться на своей цели и всего себя посвящать ей.
Рассказывает Роман Балаян, сорежиссёр фильма «Жду и надеюсь», самой первой актёрской работы Олега: – «Ему было всего девятнадцать, а с ним было так легко. Он мгновенно перевоплощался. Он был такой Актёр Актёрыч – очень артистичный по жизни, он усиливал все интонации, разыгрывал истории в лицах, подтрунивал над собой. Женщины его обожали. Он был ходячий фейерверк. Но однажды я увидел его лицо, когда он был один, совершенно опрокинутое в себя, перекошенное какой то душевной судорогой. Я не знал что это, но чувствовался в нём огромный драматический потенциал».
– Олег, как вы думаете, ваша главная роль вами уже сыграна?
– Такой роли нет и не может быть. Я не оцениваю свои работы и не считаю их окончательными. Они трансформируются во мне, я возвращаюсь к ним.
– А какая из них точнее всего отражает вас?
– Обычно актеры говорят, что это Гамлет или Сирано. Но для меня это Калигула (спектакль Петра Фоменко – прим. ред...), несмотря на то, что Калигула по сути своей чудовище. Очевидно, я много вложил в него своего личного.
– Есть роли, которые вы ждёте, которые хотели бы сыграть?
– Вы знаете, я с самого начала так повелось, что я ничего не жду и не строю иллюзий. Мне кажется, это какое-то нелепое занятие – ждать. Что придёт, то придёт. Я и раньше то ничего не ждал, а сейчас у меня такие возможности, я могу любой спектакль. И выбрать роль какую захочу. Раньше я хотел сыграть Сирано. Если бы меня кто-нибудь пригласил, я бы, может быть, согласился. Но браться за постановку я не хочу.
Меньшиков не любит интервью, это очевидно. Довольно скоро он начинает грустить и тяготиться происходящим. Его давно не тянет актёрствовать, ему незачем самоутверждаться. В конце концов он заметно скучнеет, мило со всеми прощается и говорит, что в следующий раз обязательно ответит на всё. Кроме, конечно, вопросов о личной жизни.
|
Категория: интервью | Добавил: Angel (19.12.2010)
|
Просмотров: 971
| Рейтинг: 0.0/0 |
|