– Вы можете сказать, что Вам присущи какие-то типично русские черты характера, и чувствуете ли Вы себя настоящим носителем «русской души», как о Вас часто говорят? – Мне сложно отождествлять себя с мифом, трудно ответить однозначно: Вы точно также могли бы сказать, что какой-нибудь японский актер обладает истинно японской душой и так далее. Но мне жаль, что огромный пласт богатейших национальных традиций не используется в кино. Думаю, в будущем ситуация изменится.
– Как Вы готовитесь к роли? – Это зависит от роли. Для каких-то ролей необходимо хорошо разбираться в предмете, материале, для других нужны долгие разговоры с режиссером, для третьих – лучше просто начать работать и позволить роли проявиться самой.
– Вы – один из любимых актеров Никиты Михалкова. У Вас какой-то особый способ работы с ним? – С ним существует такое взаимопонимание, такое доверие, что готовить заранее ничего не нужно. Прежде чем начать работать, мы с ним много говорим. Говорим обо всем, разбираем каждую сцену. Когда начинаются съемки, нужно просто войти в роль и начать играть, потому мы уже оба точно знаем, к чему мы должны прийти.
– Остается простор для импровизации? – Конечно. Но, прежде всего, нужно тщательно подготовить себя к роли – не технически, а эмоционально. В какой-то момент нужно погрузить себя в атмосферу фильма, чтобы твой образ мыслей совпадал с образом мыслей героя. И потом герой начинает говорить с тобой, направлять тебя.
– Ваш ответ подводит нас к другому великому русскому, который изменил способ актерской игры не только в России, но и во всем мире (на ум приходят имена Брандо и Де Ниро) – к Станиславскому… – Система Станиславского – это не набор правил, которые необходимо постоянно соблюдать, Вы не найдете в книге готовых ответов. Каждый должен искать эти ответы внутри себя. Станиславский ведь ничего не изобрел, но он очень точно подметил какие-то вещи, которые составляют основу актерской профессии. Приведу пример: как-то педагог попросил студентов показать птицу перед взлетом. Он сказал: «Птица начинает расправлять крылья». Студенты не поняли его. Тогда он сказал: «Перед взлетом птицу наполняет гордость».
– Вы – актер театра и кино. В чем для Вас разница? Что Вам ближе? – Кроме каких-то технических моментов, я особой разницы не вижу. На сцене мне приходилось испытывать мгновения чистого полета, которые я тут же разделял со зрителем. В кино, с Михалковым, эти мгновения навсегда зафиксированы на пленке. Это «моменты, когда время останавливается», как говорит Михалков. В эти моменты ты не принадлежишь времени, перестаешь ощущать его.
– Какова сейчас ситуация с кино в России? – Российскому кино, как и кино любой другой страны, нужны яркие личности, великие режиссеры, которые знают, как сделать что-то новое.
– В России можно увидеть то, что снимают в мире, в других странах? И что снимают в России? – На видео – возможно, но не в кинотеатрах. Но ситуация значительно улучшается, по сравнению с тем, что было раньше. Когда я был студентом, невозможно было что-либо посмотреть, все было запрещено. Потом ситуация изменилась, но даже 4-5 лет назад все еще трудно было что-то увидеть, поскольку не было соответствующих кинозалов.
– В США существует дорожка с телеэкранов в политику. В России тоже? – Да, но в каком-то извращенном виде. Политика должна служить улучшению жизни людей, в России же наоборот – те, кто уходят в политику, делают это для укрепления своего собственного статуса и извлечения личной выгоды.
– В каких проектах Вы сейчас заняты? – Я буду сниматься в двух телефильмах: в одном я сыграю доктора Живаго, в другом Остапа Бендера – очень популярный герой в России, такая пародия на Шерлока Холмса. Я так давно не снимался, что когда мне предложили эти две роли, я не мог отказаться.
– Но я читала, что у Вас в планах еще один проект – продолжение «Утомленных солнцем», работа с Михалковым, и фильм должен быть выпущен в 2005 году? – Да, Михалков сейчас пишет сценарий. Действие происходит во время Велкиой Отечественной войны, он хочет показать эту войну немного иначе.
– А также немного иначе показать Вашего героя – он ведь совершил самоубийство в первой части! – Кино – это чистая иллюзия, и его возможности безграничны. Все герои фильма в конце умерли, и поэтому сейчас нужно увязывать кое-какие концы. На данный момент Михалков работает над проектом самостоятельно, но может быть позже кто-то к этой работе присоединится. О.М.получил премию за творческое отличие
|