Пятница, 29.03.2024, 08:34
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » интервью

Контрполитичный Меньшиков

Один из лучших российских артистов празднует юбилей и верит, что его внутренний возраст - 36 лет. 
Сегодня исполняется 50 лет Олегу Меньшикову. С Олегом Евгеньевичем встретилась обозреватель "Известий" Лариса Юсипова. 
- Пару дней назад по телевизору показывали интервью с Брэдом Питтом, где он заявил: "Есть три неприятности, которые могут произойти с человеком, - красота, богатство и успех. И все это случилось со мной". Фраза лишь отчасти звучала как шутка. Я подумала: а кто из наших актеров мог бы произнести то же самое, чтобы это не выглядело совсем уж понтами? И вспомнила о вас. 
- У нас такие фразы все равно будут выглядеть понтами. Еще лет двадцать пять, по меньшей мере. Потому что мы все время пытаемся подражать. Западные звезды ведут себя совсем не так, как нам рассказывают Муз-ТВ и иже с ними. Они ведут себя как нормальные люди. А наши - так, как в их представлении должны вести себя звезды, и в этом большое различие. Поэтому рассуждения про красоту и богатство оставим Брэду Питту. Что касается успеха - да, он осложняет жизнь. Тут даже объяснять ничего не надо, и так понятно. 
- Вы стали звездой во времена, когда никакого Муз-ТВ не было. А вы уже прогремели на всю страну - один из целого поколения. 
- Да не прогремел я. Это сейчас, когда оглядываешься, кажется - вот, "Покровские ворота"... Я и правда тогда думал, что выйду на улицу, на меня все начнут пальцами показывать, автографы просить и говорить: "Вот он! Его вчера показывали по телевизору!" Ничего подобного не произошло. Я был известен в профессиональных кругах и, извините за наглость, уважаем. А магазинно-народное узнавание пришло гораздо позже. Когда количество сыгранных мною фильмов переросло в некое качество. Тогда уже надо было надевать очки. Потом - и бейсболку. Потом и это не помогало...
- Ваши отношения с коллегами и с прессой за годы совершили эволюцию от полного обожания до "мы тебя принципиально в упор не видим" - когда за исключительно сильную, на мой взгляд, работу в "Докторе Живаго" вы не получили ни одной премии. 
- Да, это хамство было отъявленное. Хотя в общем-то ничего удивительного. Я не получал призов ни за одну из своих любимых ролей. За "Утомленных солнцем" - ничего... 
- Так Михалков, насколько я помню, просто отозвал фильм с голосования по "Нике". 
- И тем не менее. "Восток - Запад" - ни одной номинации, хотя я считаю, что это одна из лучших моих ролей, как и Юрий Живаго. В "Живаго" все прицепились к моему возрасту, который там не особо и важен. Говорили: сколько Меньшиков может играть молодого? 
- Но вы там играете и немолодого тоже. 
- В том-то и дело! Я, кстати, отказывался играть молодого Живаго. Меня уговорили режиссер Александр Прошкин и продюсеры. 
- Да, сначала речь шла о том, что в первых сериях будет другой актер, потом от этой идеи отказались... Однако у вас три номинации на "Оскара": "Утомленные солнцем", "Кавказский пленник" и "Восток - Запад". И первый из этих фильмов, как известно, "Оскара" получил. 
- Так это же не у меня номинации, а у фильмов, в которых я принимал участие. Но, правда, я и первую свою личную профессиональную награду тоже получил за границей, а не здесь. За роль Есенина в "Когда она танцевала" - премию Лоуренса Оливье в Лондоне. Впрочем, у нас в те годы и премий-то почти не было. Это сейчас - театральных пятнадцать штук, киношных - сорок восемь. А тогда была одна - Государственная. 
- Которая у вас есть? 
- Три. За "Сибирского цирюльника", "Утомленных..." и "Кавказского пленника".
- Так вот, возвращаясь к прерванному разговору. Это как же надо выстроить отношения с социумом, чтобы тебя так невзлюбили? 
- Что значит "с социумом"? Меня не любит определенная часть критики и журналистов. 
- Но с номинациями-то вас коллеги прокатили, а не журналисты. 
- Про коллег ничего не буду говорить. Я их всех люблю... Что касается публики, тут я как раз обласкан, жаловаться грех. На спектаклях залы полны. Люди останавливают на улицах и говорят иногда такие слова, что я даже повторять не буду - так они пробивают сердце. Вот я сейчас заскочил быстро в магазин, бабушка шла мимо с тележкой и такие слова мне сказала - ни одна положительная рецензия рядом не лежала, ни одна! Тут я не обделен. А критики - да. Но они сами выстраивали эти отношения. Сами придумали какой-то мой образ, и потом сами с ним боролись, чтобы меня развенчать. И когда я это понял, просто перестал обращать внимание. 
- Но ваш публичный образ действительно сильно отличается от реального. Принято думать, что вы мрачный, высокомерный, закрытый, таинственный, демонический... 
- Но вы же знаете, что это неправда? 
- Знаю. Вы веселый, бодрый, демократичный, любите петь, играть на фортепиано и танцевать. 
- Именно так. 
- Но почему вы не показываетесь таким, какой вы есть? 
- Почему? Показываюсь. Когда кто-то попадает к нам в компанию, он видит, какой я. Но не могу же я ходить петь и плясать по улицам. Потом, знаете, откроешь душу всем подряд - в нее обязательно кто-нибудь плюнет. Лучше оберегать себя от этих плевков заранее. 
- Помню, мы говорили с вами перед премьерой вашего спектакля "Горе от ума", то есть лет 12 тому назад, и вы утверждали тогда, что проживаете самое трудное время в своей жизни. Что после сорока будет легче, а там, глядишь, и Фамусова можно играть. С тех пор ваши представления о возрасте изменились? 
- У Паши Каплевича есть такая теория - то есть он где-то слышал, - что у человека всегда один и тот же внутренний возраст. "Вот у тебя, - говорит он мне, - этот возраст 36 лет. Тебе 50, а на самом деле 36. Но тебе и в 18 было 36". Мне нравится эта теория. Что-то в ней есть. Вообще же у мужчин после сорока ролей навалом. У женщин с этим проблемы. А у мужчин и в 50, и в 60 - играй не переиграешь. Так что в творческом смысле все в порядке. Было бы здоровье.
- Со здоровьем у вас вроде бы нормально... 
- Нормально, только вот чуть не помер два года назад от перитонита. Еле вытащили. Сказали: еще бы двадцать минут, и все... Причем аппендицит этот у меня не болел. Я просто плохо себя чувствовал в течение нескольких дней. А ночью заболело. И Настя говорит: "Давай, вызовем скорую". Но я же герой. Какая скорая? Да все сейчас пройдет! Но в конечном итоге вызвали. Отвезли меня в Боткинскую, оперировали четыре с половиной часа. Настя, бедная, сидела там, ничего толком не понимая. Один хирург отказался оперировать, говорит: "Да не буду я ним связываться! Отвечай потом..." 
- Это с любым может случиться. Но вот в творческом смысле вы после сорока лет стали так разборчивы, что это уже, по-моему, переходит в патологию. 
- Да ничего подобного. В наше время, когда показывают черт знает что, надо быть еще более разборчивым, чем я. Незаметно ведь скатываешься вниз. Очень незаметно. Вверх идти трудно, а вниз на заднице прокатиться ой как легко! И вдруг тебя уже не зовут на серьезные роли. Да у тебя и не получаются эти серьезные роли. У тебя много чего не получается... Хотя я никого не осуждаю: люди снимаются без разбора, потому что надо же как-то зарабатывать, содержать семью. 
- Рекламный контракт с престижным часовым брендом позволяет вам проявлять такую сверхразборчивость? 
- И это тоже. И гонорары я за фильмы немаленькие получаю. Потому и договариваюсь о больших гонорарах, когда соглашаюсь сниматься, - чтобы иметь возможность выбора. У меня ведь нет никаких других заработков: ни ресторанов, ни клубов ночных, хотя надо бы, конечно, об этом подумать. Появилась сейчас у меня одна идея. Хотелось бы не просто ресторан сделать, а такой ресторан - с фокусом. Даже не только ради заработка, а потому что мне это интересно. 
- С театральным фокусом? 
- Естественно.
- То, что вы начали работать на картине "12" и ушли с репетиционного периода, достаточно широко известно. Но, насколько я понимаю, это не единственный подобный случай в вашей биографии. 
- Мы репетировали "12". И чем больше репетировали, тем чаще я говорил: "Никита Сергеевич, но вы же понимаете, что это не мне надо играть". А он упорный. Он даже если и понимает, все равно будет давить... И уж если я на фильме Михалкова могу так поступить, что говорить об остальных. Я в принципе понимаю, что виноват, что подвожу людей. Но все равно, по-моему, честнее так, чем уйти на десятый день съемок, или - еще хуже - работать через силу. 
- Владимир Машков говорит, что всегда настаивает на пробах. Чтобы понять: сможет ли работать с режиссером. А вы наверняка на пробы не ходите. 
- А ведь и правда! У нас привыкли, что пробы - это когда режиссер смотрит на артистов. А вот фигушки: артист тоже смотрит и на оператора, и на режиссера, и на группу. И решает в конце: не буду иметь дело с этими людьми. Не потому что они плохие. А просто не найден общий язык. Я теперь тоже буду ходить на пробы. Точно! Спасибо, Володя! 
- Вы охотно согласились играть в продолжении "Утомленных солнцем" или вас пришлось уговаривать? Ведь сиквел, да еще через столько лет - вещь опасная. 
- Мне безумно понравился сценарий. И вопросов у меня не было. Я не видел пока второй части, но мне кажется, что тот негатив, который обрушился на первую, уже не повторится. Потому что главное в "Цитадели" - не война с ее ужасами, а человеческие судьбы, человеческие характеры. За себя я совершенно спокоен в этой истории. Вообще я, когда работаю с Никитой Сергеевичем, всегда за себя спокоен.
- Вашего героя Митю Арсентьева называют "предателем", "падшим ангелом", "человеком, потерявшим себя". Вы согласны с этим? Вам неприятен ваш герой? 
- Да я его обожаю! Во-первых, людей со сломанной судьбой играть легче. Во-вторых, я бы посмотрел на тех, кто пишет сейчас звучные фразы, что бы они сами делали с 1937 по 1953 год. Про кого бы писали, кого бы предавали... Арсентьева пожалеть надо, а не награждать всякими эпитетами. Не жил человек. Не было его. После него ничего не осталось на земле, к сожалению. 
- Как ничего? А собственная прожитая жизнь? 
- Так Мите мучительно вспоминать свою жизнь. Этого врагу не пожелаешь. 
- На Каннском кинофестивале вы с кем-то из зарубежных коллег общались после просмотра? 
- Нет. У меня, извиняюсь, был турнир по футболу, так что я поменял билет и улетел рано утром. Это актерский турнир, когда между собой играют театры. И хотя сам я по полю не бегал, но выступал одним из организаторов, и мне неудобно было не присутствовать. 
- Вы следите за современным российским кино? Вас ни на одной премьере не видно... 
- А что, проходят премьеры? Вообще-то да, присылают иногда приглашения - в "Октябрь", в "Пушкинский"... Я пытаюсь следить, но не очень получается. Иногда такое посмотрю, что это надолго отбивает интерес к современному российскому кино.
- А сценарии вам присылают? 
- Не много, но присылают. Попадаются хорошие, хотя очень редко. Недавно я прочитал хороший сценарий, но мне сказали, что съемки через две недели. Я ответил: так не бывает. Потому что это роль, которую как минимум две-три недели надо просто обсуждать с режиссером. Я уж не говорю о том, чтобы репетировать. 
- Длительного репетиционного периода, кроме Михалкова, сейчас, кажется, ни у кого нет. 
- Значит, будем сниматься у Михалкова. 
- Тот же Брэд Питт заявил: "Еще несколько лет поснимаюсь, подзаработаю денег для семьи и уйду из кино". Вы когда-нибудь относились к своей профессии так же? 
- Немножко разные цифры у нас с Питтом в зарабатывании. Вот если бы мне кто-нибудь дал много денег, я бы ушел из профессии тут же, серьезно говорю. То есть как: я бы позволял себе иногда играть, только если уж очень захочется. 
- Да вы ведь так себя и ведете. 
- Вообще-то да. Так и веду. Но тогда бы у меня была безответственность. Сейчас я ответствен за людей из моего "Театрального товарищества 814", а то я был бы абсолютно безответственный. И богатый. Что может быть лучше на земле? 
- Давно, еще до появления "Товарищества", вы репетировали спектакль "Безотцовщина", вкладывая в этот проект свои деньги. И наша общая приятельница сказала: "Вот дурак-то. Лучше бы дачу купил". 
- Правильно сказала. Но я не только в "Безотцовщину", я во многие проекты вкладываю личные средства. А с "Театральным товариществом" у меня, к сожалению, не получается сделать все так, как я изначально планировал. Мне бы хотелось, чтобы оно существовало без моего постоянного участия, шло по накатанным рельсам. Но вот мы три года назад объявили конкурс. Сказали, что готовы проспонсировать малобюджетный проект. Дорогие режиссеры, драматурги, присылайте заявки. Знаете, сколько пришло заявок? Три или четыре. Вот и получается, что, если я отсюда уйду, все закроется на амбарный замок.
- За всю историю вашего "Товарищества 814" была одна попытка, что называется, встроиться в тренд, идти в ногу с современным театром. Это когда вы позвали Кирилла Серебренникова и сделали с ним спектакль "Демон". В остальном нынешний театр - отдельно, вы - отдельно. Затрудняюсь даже определить ту стилистику, в которой существуют ваши постановки. 
- Я не от вас первой это слышу. Например, Владимир Васильев, наш великий танцовщик, после спектакля "1900" пришел за кулисы, произнес очень теплые слова, а потом сказал: "Ты даже не представляешь, насколько это идет вразрез со всем театральным процессом". С ним был Вадим Абдрашитов, и он повторил то же самое. Такое ощущение, что вот театральный процесс, а тут такая маленькая дорожка ведет куда-то... Алла Сигалова и Рома Козак, покойный, называли это "ностальгическим театром". 
- Сейчас у вас есть новые театральные проекты? 
- Твердо решил: отпраздную юбилей и займусь новой постановкой, потому что давно премьер не было. 
- У вас поначалу замечательно складывалась международная карьера. Но есть ощущение, что вам просто лень стало ею заниматься. 
- Совершенно правильное ощущение. Хотя, если честно, то, что предлагали... Такой ценой завоевывать западный рынок - это не ко мне. Плохие сценарии, неинтересные. Я видел потом фильмы по этим сценариям - со звездами-перезвездами, и совершенно не жалею, что отказался. И впредь буду отказываться. Мне и здесь неплохо. У меня нет амбиций въехать на белом коне в Голливуд или в Западную Европу.
- Потому что это требует усилий? 
- И усилий, и блистательного владения языком, учить который мне лень. А потом, что за страсть такая: обязательно в Голливуд? Разве что денег побольше. 
- И выбор ролей побогаче. 
- Ну, значит, еще позовут. Кстати, достаточно примеров, когда международный взлет начинался у актеров уже в зрелом возрасте. Тот же Энтони Хопкинс...
- Или Кристоф Вальц, с которым вы внешне чем-то похожи. Он сыграл полковника Ланду в "Бесславных ублюдках", когда ему уже было за пятьдесят. Он, правда, свободно говорит на четырех языках. 
- Так вот он чем эти годы занимался - языки учил! А я дурака валял. 
- Когда задумывалась экранизация "Статского советника" Акунина, шла речь о том, что режиссером станете вы. 
- Да. И я уже много раз говорил: не знаю, что тогда произошло, почему это не состоялось. 
- Но Бог с ним, с "Советником". Идея кинорежиссуры у вас жива? 
- Более того, сейчас она приобретает внятные очертания. В первую очередь хочу сделать альманах своих короткометражек. Примерно четыре новеллы под одним названием. 
- Деньги на проект как-то сами собой возникнут, потому что вы - Меньшиков? 
- Да ничего подобного. Надо будет ходить, доставать, что я не очень люблю делать. И не потому, что я такой хрустальный. Просто есть люди, которые это умеют - причем красиво, блистательно и не унижая своего достоинства. А я не умею. Но надо будет - пойду. Как только лень меня отпустит. 
- Ваша лень какой образ жизни вам диктует? 
- Футбол, потом - баня обязательно. 
- Пробежки по утрам? 
- Этого я не люблю. На велосипеде - еще куда ни шло. Футбол - другое дело: там можно поорать, похохотать, поговорить с кем-нибудь, пока другие с мячом бегают. Так что мы играем и летом, и зимой. Это еще и просто для здоровья полезно. 
- Возможность сетевой жизни вас прельщает? 
- Господь с вами! У нас даже интернета дома нет. Да и компьютера тоже. 
- А как вы узнаете новости? 
- Вот эти новости, которые нам сообщают по телевизору? Да зачем они мне нужны? Там убили, здесь изнасиловали, того сняли, этого поставили? Зачем мне это знать? Что в нашей жизни от этого изменится? Я лучше книжку почитаю.
- Вы всегда были таким аполитичным? 
- Я - контрполитичный. Мне не нравится, что происходит. Стоит отъехать двести километров от Москвы и посмотреть, как там люди живут, - это просто издевательство над человеком, над страной. А в телевизоре все сидят, красиво говорят. Кому-то одному помогли, а народу-то сколько, сколько перемолотых судеб! Ну, ладно, не надо о грустном... 
- Моя приятельница, которая живет недалеко от вас, рассказывала: идет она как-то и видит совершенно изумительную собаку. Потом поднимает глаза - посмотреть, кто же это чудо сопровождает. Оказывается, вы и ваша супруга Настя. Вы сейчас ведете такой идиллический образ жизни? Собаку вместе выгуливаете... 
- Ваша знакомая застала редчайший случай. Я с Нафаней очень редко выхожу. Летом еще ладно, но зимой... К тому же он все время гавкает, со всеми здоровается, всем что-то рассказывает, с ним очень сложно гулять. Но Насте хотелось собаку, и я решил сделать ей такой подарок. 
- Настя ведь актриса, почему она не снимается? 
- Дело в том, что она не хочет входить в кино как моя жена, а хочет самостоятельно. 
- Фамилия у нее какая? 
- Меньшикова. 
- Тогда ей будет трудно. 
- Вот именно. Как только узнают, что жена Меньшикова, тут же начинается: да ну, лучше не связываться. А то еще он заявится на съемки, или кто-то что-то ей не то скажет, а с ним потом разбирайся. В общем, она не играет. Хотя очень хочет. 
- В своем проекте вы могли бы ее занять? 
- Да, если будет роль. Но специально подгонять Настю под роль, которая ей совершенно не идет, я, конечно, не собираюсь. 
- Семейная жизнь изменила ваш характер? 
- Меняет. Становишься более уступчивым. Надо прикладывать силы, чтобы после ссоры помириться. Надо больше прощать, научиться принимать то, что раньше тебе было чуждо. Я был нетерпимым, а теперь понимаю, что у каждого человека - свой закон, и его надо уважать.
- Ваши коллеги по "Товариществу" почувствовали эти перемены? 
- У них надо спросить. Правда, некоторые мне уже сами говорили, что да. 
Категория: интервью | Добавил: Angel (23.12.2010)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz