Четверг, 25.04.2024, 09:51
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

"Полет наяву."
Сегодня мы часто удивляемся, если актер в новой кинороли нарушает сложившиеся о нем представления: кино последних лет приучило нас к предсказуемости - из фильма в фильм кочуют одни и те же киногерои под разными именами в исполнении популярных артистов. Привычные герои. Привычные артисты. При создании кинообразов, как правило, тиражируются известные приемы, как бы "длинно" доигрываются в новых сюжетах уже однажды сыгранные роли. Кинорежиссеры охотно используют типажность актеров, как говорится, "по производственной необходимости". В обиход вошли фразы: "Он обычно играет следователей", "Он, как правило, играет злодеев", "Она всегда создает образы принцесс" и так далее. Но нравятся ли эти киноамплуа самим актерам?..
Столь нелирическое вступление понадобилось мне прежде всего для того, чтобы рельефнее очертить место, которое занимает в современном кинопроцессе молодой артист Олег Меньшиков, успешно работающий в Центральном Академическом театре Советской Армии и снявшийся к 25 годам в девяти фильмах.
Думаю, что Олег Меньшиков в "типажного" актера не превратится. И дело не только в его "обыкновенных" внешних данных - Меньшиков не выделяется ни ростом, ни чертами лица, ни артистизмом поведения, ни манерой одеваться. Его трудно выделить из людского потока - настолько он не бросается в глаза. Но главный критерий его "нетипажности"-его роли, а они-в кинофильмах "Родня", "Покровские ворота", "Полеты во сне и наяву", "Поцелуй", "Полоса препятствий"-принципиально не похожи одна на другую. Радует и своеобразие каждого характера изобретательно переданного молодым актером, и умение найти неожиданные художественные средства для его воплощения. Олег Меньшиков избегает личностной откровенности. Перевоплощаясь, он оставляет за собой право рассказчика. Его разговор о современниках спокоен по интонации, находчив в аргументации, меток в деталях. Ошеломляет холодная гримаса-улыбка его героя в кинофильме "Полеты во сне и наяву", нежданные слезы в "Родне", суетность порывов в "Полосе препятствий". И самому актеру интересно прежде всего разнообразие жизненного материала, который ложится в основу характеров. В перевоплощении для него-главный смысл актерской профессии-художественный анализ разных биографий и судеб. Он способен к мгновенным трансформациям, переходам в разные характеры, жанры, разные пьесы и сценарии. У каждого хорошего актера есть свои, особые корни в театральной традиции прошлого. Думаю, Олег Меньшиков по типу и особенностям дарования тяготеет к актерам-жанристам XIX века, блиставшим изысканной техникой перевоплощения. И предрасположенность молодого актера к такому редкому сегодня типу творчества нельзя не отметить.
В кино он начал сниматься еще студентом театрального училища имени Щепкина. Ему повезло: почти одновременно он работал с тремя режиссерами, каждый из которых стремился передать ему свое, индивидуальное понимание фильма, жизни, профессии.
- Три замечательных человека-Михаил Козаков, Никита Михалков, Роман Балаян-вошли в мою жизнь в один период. Постепенно они научили меня смотреть другими глазами на то, что, я не задумываясь, делал раньше. Я стал чаще задавать себе вопросы: во имя чего?.. Зачем?.. Начал всерьез думать о зрителе, как бы точнее "адресовать" своего героя. Роль нравится мне в том случае, если затрагивает болевую точку современности...
В кинорепертуаре Олега Меньшикова-три наших современника, играл он и молодого человека из 50-х в фильме Михаила Козакова "Покровские ворота". Эта картина, получившая высокую оценку прессы и зрителей, отмечена, на мой взгляд, какой-то дерзостью молодости. Олег Меньшиков играет роль Костика-одного из главных героев телефильма. Невеликое и житейское перекликалось в этом фильме с лирическим признанием, пафос-с сиюминутной пародией. С беспечной улыбкой, а порой иронично лепил Михаил Козаков обличье Москвы конца 50-х.
Герой Меньшикова изящно дирижировал жизнью коммунальной квартиры.
Он был неупорядоченным и беспокойным, насмешливым и остроумным, но этот вроде бы ветреный юноша оказывался самым верным и надежным другом. Он устраивал чужие судьбы, он смеялся, по-весеннему тоскуя о любви, и влюблялся, не переставая шутить, но при этом он всегда оставался самим собой. Жанр лирической комедии-буффонады актер воспринял всерьез и каждое режиссерское изобретение воспринимал с энтузиазмом. Он искренне поверил в значимость и благородство молодости поколения 50-60-х годов.
- Михаил Михайлович Козаков возился со мной долго и терпеливо. Часами рассказывал о своей молодости. Мы смотрели документальные фильмы тех лет, слушали музыку, читали стихи. Работа была кропотливейшая и научила меня прежде всего подходу к материалу, который предстоит освоить. К началу съемок я был уверен, что жил тогда, в конце пятидесятых, и все о том времени знал...
В фильме Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" роль у Меньшикова небольшая, и тем не менее она стала одной из важнейших тем кинокартины. Жизнь главного героя, которого сыграл Олег Янковский, превратилась в клубок, где перепутались любовь и безразличие, стыд и страдание, предательство и беспечность. Янковский создал тип человека сложного, неоднозначного, и мы испытывали к нему и ненависть, и презрение, и жалость, и соболезнование. А молодой человек Олега Меньшикова в этом фильме был однозначен. Его лицо с вежливой улыбкой-гримасой, порою издевательской и всегда равнодушной, говорило о духовной и нравственной пустоте. Это лицо не обнаруживало игры чувств и мысли, глаза смотрели на мир холодно и спокойно, ничему не удивляясь. Герой Меньшикова недоумевал перед обидами, переживаниями и душевной болью взрослых, он скептически относился к человеческой сложности, в каких бы формах она ни выражалась. Он жил в придуманных им самим ритмах 80-х, не знал сострадания и человечности, существовал как некий механизм. Но танцевал он блестяще-танец был непрофессиональным, но гибким, в нем сочетались жесткость движений и уверенность в себе и своих поступках. Этот танец, лишенный одухотворенности, был насыщен азартом хищника. Упорство, конформизм и однозначность были основополагающими принципами его героя, который в последнее время нередко встречается и в жизни. Многочисленные зрители, размышляя в письмах об этом фильме, задавали вопросы: почему сегодняшний молодой человек зачастую ограждает себя от трудностей? Откуда это стремление к спокойной, "сладкой" жизни, достигаемой любой ценой и любыми средствами? Вопрос этот непрост, и в какой-то степени отвечает на него другая работа Олега Меньшикова из фильма Михаила Туманишвили "Полоса препятствий", где его молодой герой преодолевает искушение ограничиться легкой, но пустой жизнью, едва не превратившей его в бездарного дельца.
Олег Меньшиков - актер, который нуждается в четкости задач, поставленных перед ним режиссером. Если же нет этой смысловой насыщенности роли, молодой актер теряется. К сожалению, так произошло в телевизионном фильме "Капитан Фракасс". в котором режиссер Виктор Савельев, а вслед за ним и актер не смогли в необходимой степени продумать и обосновать духовные движения героя, насытить смыслом его романтическую биографию.
- Сейчас я заканчиваю сниматься в кинофильме "Михайло Ломоносов" у режиссера Леонида Прошкина. Роль Дмитрия Виноградова очень мне дорога. Изобретатель русского фарфора, соратник и друг Ломоносова, человек блестящего дарования, моцартовского вдохновения и склада натуры, Виноградов закончил жизнь трагически...
Пять лет, которые прошли со времени дебюта Олега Меньшикова в кино, помогли ему определиться внутренне, осознать законы своей профессии. Сложность киноработы выработала умение максимально мобилизовывать свои силы. В требовательности к самому себе, пристальном внимании к жизни, неуспокоенности - залог его творческого и человеческого роста.
Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz