Четверг, 25.04.2024, 10:15
 
 
 
 
Фан-сайт Олега Меньшикова
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




 

Каталог статей
Главная » Статьи » интервью и статьи » статьи

"И вот уже славы высокий порог..."
После выхода каждого нового фильма или спектакля с участием Олега Меньшикова зрители вступают в страстные дискуссии - таков ли в жизни актер, как очередной его герой? Соответствует ли он в реальности созданному им образу или то поразительное глубинное перевоплощение?.. Эти споры и догадки естественны по отношению к "суперстар", каким стал сегодня Меньшиков. Тем более, что он тщательно и осознанно скрывает свою повседневную жизнь от чужих глаз, сказав как-то журналисту: "Я скрытен и терпелив..." 

Что касается скрытности, то это не поза, а искреннее желание художника сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, свою личную жизнь, не тратясь на суету, дары дешевой популярности. Неслучайно во время другой встречи с его немногочисленными интервьюерами прозвучало: "то, чего недостает нам в жизни, возмещает профессия. И наоборот. Роли - продолжение нашей жизни".
Первым оценил потенциал молодого артиста Никита Михалков. Он пригласил Олега в свой фильм "Родня", когда тот заканчивал театральное училище имени Щепкина. Роль невелика - практически три эпизода, но Олег, сконцентрировавшись, снайперски точно рассказал о нервном, импульсивном парне, который входит во взрослую жизнь с моральной травмой, полученной им в юности, в неблагополучной, почти нищей семье. Кирилл - зачин Меньшикова, своего рода посыл в будущее. Пунктиром, штрихами актер намечал портрет нового поколения, отличного от семидесятников, от растерянных, смятых, уходивших в глухое молчание, в алкоголь, в отрешенность от любых проблем героев Олега Янковского, Олега Даля. Новая генерация отказывалась мириться с отведенной ей ролью покорных исполнителей, и Меньшиков это ощутил с прекрасной художественной интуицией. 
Эстафету принял от Михалкова режиссер Роман Балаян, у которого Олег играл в картине "Полеты во сне и наяву". Зрители же по-настоящему узнали его в телефильме "Покровские ворота" Михаила Козакова, где ему была отведена главная партия. Обаятельный, жизнерадостный, ироничный Костик Ромов пленял сердца замерших у телеэкрана зрителей. Дарил то счастливое мироощущение, которого так не хватает. Пластичный, легкий, стремительный, он словно протанцевал роль, демонстрируя огромные возможности в комедийном жанре, мюзикле, что, к сожалению, так до сих пор и не использовано. 
Однако первые успехи не вскружили актеру голову, что было замечено Никитой Михалковым вскоре после их встречи:"...Меньшиков так легко мог бы добиться популярности, используя хотя бы только то, что он делал в "Покровских воротах", - свое молодое, победное обаяние, великолепную пластичность, техничность... Однако Олег идет сейчас правильным, на мой взгляд, достойным путем... Чем больше его устойчивость перед всевозможными "киноискушениями", тем больше сил и энергетических ресурсов он сохраняет для настоящего дела".
Прошло одиннадцать лет со времени написания этих слов. В 1996 году кинематографическое сообщество было поражено новостью: Меньшиков отказался сниматься в Соединенных Штатах Америки. Отказался от предложения одного из режиссеров компании Стивена Спилберга, от возможности сделать карьеру в Голливуде, соответственно и от внушительного гонорара. Трудно назвать кого-либо из его коллег, кто мог бы с таким достоинством сделать подобный выбор. Разумеется, журналисты немало донимают Меньшикова, пытаясь узнать о причинах его отказа. Ответ обычно лаконичен и прост: не понравился сценарий, роль. 
Для тех, кто знает Олега, это звучит вполне убедительно: для него действительно необходимо сущее, и затмить эту устремленность не в силах никакие денежные и карьерные посулы и перспективы. Он сам выбирает для себя роли. Когда-то, еще достаточно молодым, он покончил с штатной работой в театре, хотя мог бы выбрать самую престижную московскую сцену, двери были всюду широко распахнуты. Он предпочел "вольное плавание", считая, что именно так сумеет максимально себя реализовать. И оказался прав - сыграл Калигулу в одноименном спектакле по пьесе Камю в постановке Петра Фоменко.
По существу, моноспектакль, несмотря на то, что героя окружало множество действующих лиц. Невозможно было оторвать взгляд от бледного лица римского императора с ниспадающей прядью темных волос, от его гневных страдальческих глаз, тонких губ, подергивающихся в кривой усмешке. Жизнью оплачивал Калигула свою обреченную попытку изгнать из мира зло - злом же. Ум гордый и независимый, отгородившийся от людей, метался между стихийной тягой к любви и отрицанием этого чувства как единственного спасения. И все это было сыграно с огромным трагическим темпераментом.
Увидев Меньшикова в роли Калигулы, знаменитая английская актриса Ванесса Редгрейв немедленно пригласила его быть ее партнером в спектакле "Когда она танцевала" об одном дне из жизни Есенина и Айседоры Дункан. Судя по фотографиям (спектакль в России не видели), Меньшиков играл Есенина почти без грима, будучи совершенно на него не похож. Его занимало иное - больная неприкаянность поэта, по-детски беспомощного, не совпадающего с собственным веком и его жесткой ломкой всего и вся. Дуэт сложился сразу. Позже Меньшиков вспоминал: "Ванесса Редгрейв - выдающаяся английская актриса, звезда первой величины. Больше я таких партнеров не встречал. Выс-ший дар..."
Спектакль "Когда она танцевала" шел в помещении старейшего лондонского театра "Глобус" - все полгода с неизменным успехом.
Весной 1992 года Олег Меньшиков, первый среди российских актеров, получил в Англии премию Лоуренса Оливье. После чего сыграл еще в одном лондонском спектакле - у Ихарева в "Игроках" по Гоголю, причем играл на английском языке, которым овладел, как своим родным. 
Казалось бы, карьера Меньшикова на Западе была обеспечена, он мог бы там работать, благополучно существовать. Но вернулся домой. "Они - другие," - так объясняет артист свое желание продолжать путь на родине. Он вернулся с почти готовым проектом, одержимый сыграть Вацлава Нижинского, гениального танцовщика, великого безумца, чья судьба подобна комете, промчавшейся, разбившейся и все же оставившей удивительный след. Спектакль стал еще одним триумфом, к тому же Меньшиков выступил и в роли режиссера, пробуя свои силы на новой стезе.
"Нижинский" шел недолго, каких-нибудь три месяца, а мог бы идти и год: попасть на него было невозможно ни в Москве, ни на гастрольных представлениях. Но Олег не любит долго жить одной ролью, он обрывает собственное победное шествие враз, на высокой ноте. Это в его натуре, в постоянном стремлении уйти от малейшего несовершенства - будь то профессия, человеческие взаимоотношения - что дается непросто. Особенно тяжело приходится прессе, той, которая предпочитает светский стеб, не всматриваясь по-настоящему в то, что делает Меньшиков. Оттого Олег и выбирает молчание, отгороженность. Иногда за него говорят режиссеры его картин, давая зрителям возможность узнать, например, что сейчас Меньшиков самый популярный российский актер в Соединенных Штатах, о чем рассказал Сергей Бодров, поставивший фильм "Кавказский пленник", где Олег сыграл главную роль. Известность за океаном пришла к актеру после выхода в свет картины "Утомленные солнцем", удостоенной "Оскара".
Это была его вторая встреча с Никитой Михалковым - режиссером и актером-партнером. И кинодраматургом, написавшим специально для Меньшикова роль Мити. "Я не верил простым и прямым психологиям, чувствуя за ними самодовольный лик эгоизма," - писал Михаил Чехов. Олег Меньшиков, наверное, мог бы повторить эти слова: ему нужна драматургия с неожиданными поворотами на все сто восемьдесят градусов; с рефлексией, мучительным самоанализом и русскими безднами. Оттого Михалков и создал в сценарии характер с углубленными экскурсами в прошлое, со сложной и странной эмоциональной игрой с собой, с окружающими. Меньшиков все это принял, сделал своим, выстрадал. История Мити - горестное поражение того, кто предал себя: мысль больная и горькая в наши дни особенно. И Митя оказался фигурой первого плана в замечательной ленте Никиты Михалкова. 
После долгой паузы актер согласился сниматься у Сергея Бодрова в "Кавказском пленнике". Группа работала в тяжелейших условиях натурных съемок. Горный аул в Дагестане, почти полное отсутствие связи с центром, устоявшийся местный быт на уровне прошлого века. Меньшиков играл прапорщика Сашку, солдата-профи, оказавшегося в плену у людей, которых прежде ненавидел неведомо за что... И только страшные дни - за два шага до смерти - помогают Сашке понять, что он - человек среди людей, такой же несчастный, как они, такой же обобранный власть придержащими. Рожденный для любви, но так и не нашедший ее на кровавой земле. Эта работа принесла новые награды, но вряд ли изменила обычный настрой Меньшикова, постоянно озабоченного тем, что он сделает дальше. Вероятно, это и новые спектакли, и новая встреча с Никитой Михалковым, который сейчас готовит для Меньшикова роль в сценарии "Сибирский цирюльник". "Высокий порог славы" Олегом давно взят. Говорят, что удержаться на высоте труднее, чем одолеть ее. Олег Меньшиков умеет об этом помнить. 
Категория: статьи | Добавил: Angel (27.12.2010)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конструктор сайтов - uCoz